Взгляд психолога на существующую систему подготовки спортсменов. Синдром спортивной дедовщины. — Психолог Павел Пономарев

Взгляд психолога на существующую систему подготовки спортсменов. Синдром спортивной дедовщины.

Взгляд психолога на существующую систему подготовки спортсменов. Синдром спортивной дедовщины.

В спорте, неразрывно связанном со всеми остальными подсистемами общества, при СССР, спортсмены были группой, которая полностью обеспечивалась со стороны государства. Причем такое обеспечение существовало не только на уровне сборных команд СССР, но и в ДЮСШ. Проводилось огромное количество экспериментов научно-прикладного характера в области медицины, физиологии, педагогики и психологии спорта. В настоящее время существует новый порядок медико-биологического обеспечения деятельности спортсменов и сборных команд страны. Не являясь врачом, не могу судить об эффективности медико-биологического обеспечения и его профессионализме. Фактом является то, что психологическое сопровождение деятельности профессиональных спортсменов отсутствует вообще. В этой статье хотелось бы поговорить о роли психологического сопровождения в целостной системе подготовки и карьере спортсменов. Цель статьи — дать представление о причинах, по которым работа психологов в спорте, на сегодняшний день, пробуксовывает как на официальном, так и на неофициальном уровне.

Сейчас, в некоторых видах спорта, при сборных командах России существуют КНГ (комплексные научные группы). В задачу КНГ входит всесторонний анализ и обеспечение деятельности спортсмена в преддверии соревнований высокого уровня. КНГ могут приглашать психолога для проведения психодиагностики или психофизиологических исследований. Причем, совершенно не понятно, зачем нужна психодиагностика тренеру, ведь когда  данные теста могут быть понятны только специалисту. Важно помнить, что психологические тесты разрабатывались психологами-психодиагностами для облегчения работы самих психологов. Если же используются психофизиологические пробы, то смысл их использования напрямую зависит от анализа срезов. Взятая один раз проба, например, реакции на движущийся объект, должна обязательно быть сопоставлена (проанализирована) с пробой взятой до или после. Причем, такое сопоставление не может анализироваться не специалистом. И, если психологическое сопровождение спортсменов отсутствует, то эффективность использования психологической информации, собранной в результате работы КНГ, будет низкой. Тренер может использовать ее в своей работе или нет. Это зависит от установок тренера, его знаний в области медицины, физиологии, психологии и психофизиологии, а также от степени доступности информации, формулируемой самим специалистом. Все это происходит в отсутствии государственных стандартов на деятельность психологов в области спорта.

Хотелось бы сказать несколько слов о развитии спортивной психологии вообще. В настоящее время масштабные психологические исследования в области спорта, финансируемые государством или частным капиталом, не проводятся. Существуют локальные исследования, проводимые энтузиастами в области спортивной педагогике и психологии. Причем специалист, защитивший диссертацию, как правило, не идет в спорт (на практическую работу), так как не имеет запросов со стороны спортивных обществ. Данные, собранные в результате исследований не могут сразу использоваться для работы со спортсменами-профессионалами, а требуют адаптации и дальнейшего внедрения в практику. Но такой адаптации и применения новых знаний не происходит, и они пылятся в библиотеках.

Проблема психологического обеспечения деятельности спортсменов игнорируется не только спортивными чиновниками, но и тренерами на всех уровнях: от ДЮСШ до сборных команд и профессиональных клубов. И возникает вопрос, а может быть сама проблема психологического обеспечения надумана? И спортсмену незачем обращаться к психологу? Возможно, спортивные врачи и тренеры, закрепленные за той или иной командой, знают и используют психотехнологии, и нет смысла содержать спортивного психолога в командах? Но это не так по многим причинам.

Во-первых, тренер или врач не могут знать разнообразные психотехнологии в полном объеме. Психологические методы обновляются и видоизменяться не только в зависимости от вида спорта, но и от личностных особенностях спортсмена. Также важно, чтобы та или иная технология была адаптирована или трансформирована психологом в зависимости от социокультурных факторов присутствующих в обществе. Необдуманное использование психотехнологии лицами без соответствующей подготовки и образования могут привести к обратному эффекту и нанести непоправимый вред. По мнению автора, для эффективного использования психотехнологий специалист должен иметь не только высшее психологическое образование, дополнительное образование по различным направлениям психотерапии, но пройти личную психотерапию.

Во-вторых, игнорирование психологического сопровождения приводит к тому, что спорт становится ситом,  которое отбирает по своим звериным законам «лучших». Человек, пришедший в спорт, с самыми лучшими намерениями, становится «пушечным мясом» для данной системы. Именно на начальном этапе может пригодиться психолог, и провести профессиональный отбор. Обследования, проводимые автором с лицами, которые ушли из профессионального спорта свидетельствуют о наличие образа о себе как о неудачливом человеке. А у некоторых типов личности были выявлены суицидальные намерения. На сегодняшний день можно говорить об отрицательном воздействии спорта на личность спортсмена. Естественно, ни чиновники, ни тренеры не заинтересованы в проведении исследований, которые могут ответить на вопрос о мере негативного воздействия спорта на психику человека. Все общество живет в розовых очках, а об истинном положении дел знают лишь узкий круг лиц, и, прежде всего, спортивные врачи.

Негативное воздействие спорта на личность обусловлено стрессом, который сопровождает спорт. Спортсмену нужно не только выполнить сложнейший элемент, но и доказать, что он лучший. И часто такой стресс гасится не профессиональной психологической помощью и сопровождением, а наркотическими препаратами или алкоголем. Сначала психоактивное вещество применятся, как средство, которое снимает излишнюю напряженность и стресс (часто при попустительстве тренера или врача команды), а в дальнейшем порождает зависимость. Обучение спортсмена психотехнологиям, помогают снять стресс, избавляя его от возможных наркотических зависимостей. По понятным причинам психопатология спорта — это практически табуированная, скандальная тема. По сути, спорт, который должен развивать личность, делать ее более гармоничной и развитой, для некоторых спортсменов становиться палачом, делающих из них, к концу их карьеры, невротиков или психически больных людей.

Но в настоящее время запрос на работу психолога гасится устаревшими взглядами и установками тренеров и врачей. Но и от позиции самого спортсмена многое зависит. Отметим, что сейчас спортсмены, консультирующиеся в Центре психологии спорта и фитнеса, делают это по собственной инициативе. Причем, многие из них просят скрывать факт обращения к психологу, особенно от тренера. К системным причинам можно отнести называемый «спортивный синдром дедовщины». Заключается он в том, что, тренер, сам прошедший систему советской спортивной подготовки, не желает менять ее. Как результат, у спортсмена развивается невротическая структура личности.

Для иллюстрации спортивного синдрома дедовщины, приведу в качестве примера свое наблюдение, как тренер в синхронном плавании кричал на девочек-спортсменок. После завершения тренировки, молодые спортсменки пошли в баню, и стали там по мизерному поводу кричать на мальчика, немного младшего по возрасту. Т.е. модель взаимоотношений представленная тренером, была впитана девочками и тут же продемонстрирована ими. Если бы негативные эмоции, вынесенные спортсменками с тренировки, были бы сняты в результате встречи с психологом, это бы могло не дать возможности встроить в личности спортсменок данную патологическую модель взаимоотношений. В дальнейшем эта модель будет предъявляться в личностной сфере при общении с близкими людьми и друзьями. Спортивный синдром дедовщины встроен в глубинные структуры психики тренеров, и отторжение работы психолога происходит именно на бессознательном уровне. Тренер перед психологом боится показать собственную невротичность и непрофессионализм, поэтому негативно воспринимает общение своего подопечного со специалистом.

При достаточно странных отношениях тренеров и спортивных чиновников к работе спортивных психологов сами спортсмены должны понимать, какие возможности, может дать работа с психологом. (См. статью Современные психотехнологии на службе спорта).

Заметим также, что после спорта вопрос дальнейшей профессиональной ориентации спортсменов наиболее важный. Только психолог, знающий особенности личности спортсмена может помочь ему в реабилитации после спорта и обретения себя в социуме. Существует множество примеров, когда не просто спортсмен, а призер Олимпийских игр, не мог найти себя после спорта. И этому множество причин. Одна из них это зависимость от системы, сложившейся в спорте. В эту системы входит тренер, отношения с которым определяют в течение продолжительного времени поведение спортсмена. Манипулирование тренера спортсменом, который еще может тренироваться, внушение ему, что у него ничего не выйдет, если он уйдет из спорта – тема, достаточно часто заявляемая на психологической консультации. Результат этого — внутренний конфликт между мотивами деятельности. Естественно такой не разрешенный конфликт не дает возможности достигать высот в спорте. Но главное, он может быть впечатан в психику спортсмена как установка, внушение, которое будет определять жизнь спортсмена, после ухода из спорта. Часто такое манипулирование имеет экономическую подоплеку, т.к. спортсмен в некоторых видах может платить процент от выступления тренеру.

Конечно, не всегда тренер против работы психолога. Наиболее талантливые и перспективные тренеры, (особенно побывавшие на стажировке или работавшие за рубежом) пользуются услугами психологов. Для примера можно назвать имена наших прославленных тренеров А.Я. Гомельского, Е.Я. Гомельского, Т.Н. Овечкиной, Т.А. Тарасовой, И.А. Винер, Г.Я.Шипулина и другие, которые в разные периоды работали с психологами. Эти звезды тренерского мастерства не боялись обогащать свой профессионализм и смотреть на тренировочный процесс с разных точек зрения.  Что может дать тренеру работа с психологом см. статью «Современные психотехнологии на службе спорта».

Спортсмены, которые думают, что о них, не только с точки зрения результата, но с точки зрения гармоничного развития личности, физического и психического здоровья, позаботится существующая система спортивного обеспечения, глубоко ошибаются. Даже во времена СССР результат ставился во главу угла. А то, что происходило с человеком после окончания спортивной карьеры, никогда не интересовало эту систему. Часто говорят: «победителей не судят». А значит, если была завоевана олимпийская медаль, то и система подготовки была правильной. Но какой ценой даются эти победы? Как этот путь может изменить личность спортсмена? Если спортсмен перекладывает ответственность за свою жизнь на такую государственную систему подготовки и не задумывается о своем будущем, то его могут ждать разочарования.

Наивное желание спортсмена получить все и бесплатно от «знающих» тренеров и врачей на сегодняшний день может стоить очень дорого. Происходит перекладывание ответственности за свою жизнь на других людей. И вначале эти люди с радостью берут бразды правления спортсменом на себя, привязывая его к себе. Но в дальнейшем эта зависимость, как и всякая другая порождает множество проблем особенно по завершению спортивной карьеры. Имеет место конфликт. С одной стороны, чтобы выиграть, необходимо доверять тренеру, но с другой без личностного роста самого тренера, невозможно рассчитывать на высокий результат. Как результат неразрешимости такого конфликта — травмы, разочарования и, возможно, разбитая жизнь. Международный опыт показывает, что наличие не только психолога, но и психиатра дает помимо высокого результата, снижение уровня стресса, гармоничное развитие личности спортсмена. Только всестороннее медико-биологическое и психологическое сопровождение могут решить поднятые проблемы в данной статье, защищая здоровье атлета от травм и жизненных разочарований.