Компетентный родитель – это родитель, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять в лучшем направлении.
Компетентный родитель, который знает, что, если не помогает одно – надо пробовать другое, он понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться и развиваться как личность. Чего мы хотим от наших детей, которые учатся и занимаются спортом? В первую очередь, чтобы дети стали хорошими людьми, чтобы они могли самостоятельно достигать своих целей. Это предполагает наличие ответственности, умение разрешать жизненные проблемы, быть устойчивыми к «ударам судьбы». Родители хотят, чтобы дети могли адаптироваться к любым условиям жизни, не теряя самообладания, и выбирать достойные средства решать проблемы. Этому может помочь школа и спортивная деятельность.
Выделяют 3 типа родительских компетенций
Инструментальные компетенции — знания и технологические умения в области – педагогики, психология общения, диагностики и коррекции стресса, тайм-менеджмент, конфликтологии, целеполагания, мотивации, психогигиены сна и других.
Межличностные компетенции — способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике, социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества. Это умение принимать социальные и исполнять нравственные обязательства. Если мы говорим о школе и спорте, то важнейшая компетенция – эффективное взаимодействия с педагогами.
Системные компетенции — сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования системы личности ребенка.
Инструментальные компетенции:
Межличностные компетенции:
Системные компетенции
Личностные качества необходимые родителям спортсменов
На формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как:
Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.
Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.
Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.
Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.
Альтруистичность — качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.
Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.
Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.
Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.
Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.
Если родитель приводит своего ребенка в спорт – необходимо еще раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, способности и компетенции, определить, что вами движет и вашим ребенком, и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение. Ответить на вопрос – в чем ваша мотивация (вашего ребенка) и есть ли у семьи ресурсы?