Спортивный психолог. Особенности психологической помощи в спорте. — Психолог Павел Пономарев

Спортивный психолог. Особенности психологической помощи в спорте.

В психологическом консультировании спортсменов существуют принципиальные особенности в отличие от консультационной практики, принятой в психотерапии или психологическом консультировании людей, занятых иной деятельностью. Поэтому нельзя, опираясь на представления и консультационные модели, взятые только из контекста традиционной психотерапии и психокоррекции, автоматически переносить их в социо-культурную среду спорта. Необходимо адаптировать модели, изначально пришедшие из психотерапии к контексту не только спорта в целом, но и конкретного его вида.

Обратим внимание на суть спортивной деятельности, зафиксируем ее своеобразие. Вот как характеризуется спортивная деятельность в классическом учебнике по спортивной психологии под редакцией профессора П.А. Рудика: «Спортивная деятельность связана с проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений; в ходе спортивной деятельности человек получает должную физическую закалку, общую физическую подготовку;

в процессе данной деятельности происходит овладение высокой техникой выполнения физических упражнений в том или ином виде спорта, она требует от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определенные двигательные навыки и развивает необходимые для занятия данным видом спорта физические качества (силу, выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера;

в основе спортивной деятельности лежит стремление к совершенствованию, которое направлено на достижение наивысших результатов; наличие спортивной борьбы, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, что содействует развитию у спортсмена способности к максимальному напряжению физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обостренной деятельности всех психических процессов;

спортивная деятельность связана с максимальным выявлением физических и духовных сил, специальных умений и навыков, развитием моторных способностей, постоянным поддержанием их на высоком уровне;

спортивная деятельность имеет резко выраженный сознательный характер, что объясняется чувством большой ответственности и стремлением достигнуть наиболее эффективного результата, добиться рекорда в выполнении данного действия».

Таким образом, ключевая особенность спортивной деятельности – это проявление мышечной активности, направленной на развитие и совершенствование технических навыков, при наличии спортивной борьбы, требующей максимального напряжения физических и психических сил. Такая деятельность отражается как на физиологии, так и на психике человека; она вносит в структуру личности спортсмена изменения, сохраняющиеся на протяжении всей жизни. Так в рамках спортивной медицины зарегистрирован целый ряд характерных для спорта заболеваний, вызванных изменениями в опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и других системах организма. Эти особенности не могут не влиять на специфику использования психофизический технологий в рамках психологического сопровождения спортсменов: так или иначе, методы их применения должны быть оправданы, связаны с особенностями определенного вида спорта, а если имеется та или иная патология, то с учетом последней.

Не меньшее влияние испытывает и высшая нервная организация – психика, форма взаимодействия организма с социумом, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Определенное мышление, внимание, память, развитые под постоянным воздействием специфической тренировочной и соревновательной деятельности, будут постоянно влиять на стиль социальных связей и межличностных отношений спортсмена, на адаптационные возможности в социуме. Такие качественные характеристики психики как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация, мотивация и воля, а также ряд других изменяются с учетом специфики конкретного спорта, а также степени достижения результатов в течение карьеры.

Итак, специфика спортивной деятельности как образа жизни диктует и особенности применения в этой области психотехнологий. В клинической практике специалист может не задумываться о результатах профессиональной деятельности человека.

В спорте же результативность атлета является главной целью работы специалиста, будь то тренер, врач, массажист или спортивный психолог. Улучшение спортивных показателей атлета, а не коррекция его личности (поскольку далеко не всегда личностный рост спортсмена обуславливает высокий результат) – это основная задача спортивного психолога. Высокий результат может складываться под влиянием совершенно случайных обстоятельств, при этом любой субъект спортивной деятельности, скорее всего, будет утверждать, что именно его вклад в подготовку привел к  успеху.

Давайте представим ситуацию, когда десять великих спортивных психологов консультируют десять великих спортсменов в одном и том же виде спорта перед выступлениями на определенных состязаниях. Соревнования заканчиваются, но выигрышных мест всего три. Значит ли это, что психологи плохи? Конечно, нет. Просто, таковы особенности спортивной деятельности.

Итак, спортивная деятельность связана со значимыми изменениями в физиологии человека, с формированием системы показателей подготовленности – общей (выносливость, быстрота, прыгучесть, сила и др.) и специальной работоспособности. Поэтому спортивному психологу необходимо не только увязывать применение своих психофизиологических методов, но в некоторых случаях и основываться на системе этих показателей в своей работе. Например, если спортсмен истощен  изнурительными нагрузками, ему вряд ли подойдет интеллектуальная работа, связанная с формированием смысла его спортивной деятельности; более уместно в этом случае психологическое консультирование (профессиональная помощь спортсмену в поиске разрешения его проблемной ситуации), направленное на психофизическое восстановление, например сеанс релаксации или внушенного сна.

Систематическая и длительная подготовка атлетов в тренировочной деятельности предполагает регулярное (а не разовое) использование психотехнологий. Только такая работа помогает овладевать высокой техникой выполнения физических упражнений, сформировать необходимые двигательные навыки и психологические качества и способности личности спортсмена, внушить ему уверенность в свои силы. Именно поэтому в модели практической работы, применяемой автором со спортсменами, много внимания уделяется обучению спортсмена самопсихотехнологиюу, а также другим психотехникам, которые атлет сможет применять самостоятельно.

Нередко приходится сталкиваться с поистине мистическими представлениями о деятельности спортивного психолога: он воспринимается тренерами или менеджерами как колдун, который должен произнести магическое заклятие, чтобы уже завтра спортсмен показал ошеломляющие результаты. Порой подобные представления вызваны неосведомленностью специалистов, окружающих спортсменов, их низким уровнем знаний в области психологии (а про психиатрию и психотерапию тем более говорить не приходиться), но иногда спортивный психолог становится участником закулисной борьбы, смысл которой он не осознает.

Из педагогики и психологии известно, что волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, воля к победе), как и многие личностные качества и способности человека, нельзя сформировать за короткий срок. Личность спортсмена формируется годами, на нее оказывает влияние огромное число факторов (психолого-педагогическое воздействие тренера, установки и мотивы членов его семьи, социальное окружение и другие). Поэтому значимым в вопросе формирования личности будущего победителя отводится спортивному психологу.

Атлет постоянно преодолевает себя во время трудных физических упражнений, и в структуре его характера появляются новые грани, годами тренируется и психологическая готовность к соревнованиям. Едва ли спортивный психолог способен наделить спортсмена всеми нужными качествами «под заказ», а вот поддержать в стрессовой ситуации, помочь рождению дополнительного мотива спортивной деятельности или обучить психотехнологиям вполне может. Содействие спортивного психолога поддержит в спортсмене стремление к совершенствованию, разовьет высокую мотивацию на достижение наивысшего результата.

Особенностью спорта являются также психофизиологические состояния, связанные с максимальным выявлением физических и психических сил. Эти состояния невозможно изучить в полной мере, поскольку демонстрируемые на Олимпийских играх и других крупных соревнованиях физические умения и навыки зачастую опережают знание о них. Например, в экстремальных видах спорта изучение психофизиологических состояний участников состязаний не всегда возможно. Поэтому говорить о том, что существуют психофизиологические методы, адекватные конкретной соревновательной ситуации, не приходится.

         Для поддержания на высоком уровне специальных умений и навыков спортсмена должны использоваться психотехнологии, направленные на профилактику его психологических проблем, текущего стресса от тренировочной и соревновательной деятельности. Необходимо учитывать, что спортивная деятельность это стрессорная деятельность не только для  спортсмена, но и для других ее субъектов – тренировочному и соревновательному стрессу подвержены тренерский состав, врач, менеджер и сам спортивный  психолог.

Специфика работы спортивного психолога

Спортивное консультирование в нашей стране это молодая, бурно развивающаяся отрасль спортивной психологии. Для многих тренеров и менеджеров понятие «спортивное консультирование» новое. Они привыкли видеть в психологе человека, который либо проводит тестирование, либо занимается сугубо научной деятельностью. А спортивное консультирование – это вид индивидуальной психолого-педагогической работы со спортсменом. Его задачи: психическое развитие, обучение двигательным навыкам и воспитание психических качеств, позволяющих спортсмену достигать поставленных целей.

Цель психологического консультирования в спорте – повышение результативности выступлений спортсмена. Достигнуть ее удается путем разрешения множества проблем, возникающих у спортсмена на всем протяжении карьеры (страх выступления, внутриличностные кризисы, конфликты внутри спортивной организации или общества, психоэмоциональное выгорание, низкая уверенность в свои силы, возвращение в спорт после травмы и много др.), а также обучая атлета различным психотехнологиям и проводя психодиагностику.

Из теории физической культуры и спорта известно, что тренер не может добиться высокой результативности, не научив спортсмена управлять собственной психикой, без формирования и развития его ключевых высших психических функций – памяти, внимания, воли и мышления. На ту или иную проблему, которая ограничивает потенциал спортсмена, нельзя смотреть узко, только с позиций психологии. Для разрешения затруднений необходимо применять комплексный, системный подход, который учитывает текущее психическое и физическое состояние спортсмена, а также социально-экономическую составляющую его окружения.

В практику психолога спорт как социокультурная среда вносит существенные коррективы, связанные с ответственностью спортсмена, тренера, специалистов, взаимодействующих с атлетом.

В СССР ответственность за спортивный результат оценивалась карьерой (и не только спортивной). В настоящее время такая ответственность имеет материальный эквивалент – деньги спонсоров, призовые фонды, суммы в контрактах. Эти факторы вносят излишнюю нервозность в работу спортивного психолога, что ведет и его к эмоциональному выгоранию, влияющему на взаимоотношения с его подопечным. Если спортивный психолог вовремя не устранит негативные помехи в работе, связанные с собственным стрессом, то в дальнейшем это негативно повлияет на всю психологическую работу.

Другим условием эффективного взаимодействия спортивного психолога со спортсменом – доверительные отношения между ними. Известно, что психика любого человека имеет защитные механизмы, оберегающие его от нежелательного воздействия и проникновения. Для того, чтобы войти в глубокий эмоциональный контакт со спортсменом, требуется определенное время, что в условиях спортивной деятельности бывает не всегда возможным. Поэтому необходимы дополнительные мероприятия, направленные на создание условий доверительного общения со спортсменом, вне контекста тренировочной деятельности.

Для успешной работы спортивному психологу необходимо развить в себе определенную эмоциональную устойчивость, не позволять втянуть себя в ненужные экономические и политические интриги, разворачивающиеся порой вокруг спортсменов. Такая эмоциональная устойчивость берет свое начало в технологиях саморегуляции, которые предохраняют от профессионального выгорания. Также необходимо тщательно прорабатывать консультационный контракт между спортивным психологом и заинтересованной стороной, знать и понимать, что психолог делает, за что несет ответственность, а за что не.

Эффективная деятельность спортивного психолога предполагает наличие организационных способностей для решения сопутствующих его деятельности вопросов. Например, приходится решать вопрос о том, где будет проходить консультации (подходящие для этого кабинеты на территории спортивных сооружениях находятся не всегда). Или вопрос, касающийся режима консультирования: при ежедневных тренировках у спортсменов может просто не быть времени.

Следует понимать, что вхождение спортивного психолога в команду спортсменов требует времени и может стать стрессом для спортсменов и спортивного психолога. Так как в размеренный процесс тренировок включается новый элемент взаимоотношений. Быстро адаптировать спортсмена к психологической работе, сформировать интерес к ней, призвано обучение, рассказ о возможностях, которые дает работа психолога и спортивный консалтинг.

Важная особенность работы спортивного психолога связана с не всегда адекватными ожиданиями спортивных специалистов, которые проявляются в желании тренеров или руководства спортивной организацией получить немедленный результат. Однако любая психологическая работа – это система мероприятий, а не разовая «инъекция». При этом не каждому приходит в голову мысль о нормальном сопротивлении личности здорового человека проникновению в его психику, которое характерно для любого человека и называется психологической защитой.

Таким образом, формируется конфликт, с одной стороны  (чаще со стороны тренерского штаба), есть запрос на немедленный результат; с другой – защита, выстраиваемая психикой спортсмена, механизм которой обеспечивает ему оптимальную жизнедеятельность. Спортивному психологу необходимо прежде всего выстроить гармоничные отношения со своим подопечным, а это достигается путем создания раппорта (особого типа взаимодействия между психологом и спортсменом, обеспечивающих взаимопонимание и доверие), применения специальных техник, развивающих позитивное общение между сторонами процесса.

Для установления доверительных отношений требуется время. Поэтому необходимо заранее, до соревнований, собрать предварительную информацию, провести встречи со спортсменом и оговорить множество вопросов с тренером, связанных с тренировочной и соревновательной деятельностью.

На работу любого специалиста в спорте оказывает влияние огромное число социальных факторов. Особенно важно учитывать их в работе со спортсменами командных видов спорта. Ведь здесь на взаимодействие спортсмена и психолога влияют групповые процессы, происходящие в команде.

Если спортивный психолог приглашается в клуб, где намерен применять психотехнологию в качестве средства, улучшающего результативность у конкретного спортсмена, он должен быть готов к неприятию его работы командой, что может быть обусловлено неверными установками и заблуждениями по поводу практической деятельности специалиста, низкой психологической культурой субъектов спортивной деятельности. Часто негативное отношение к спортивному психологу может идти от лидеров команды, которые, (как правило, являются опытными спортсмены старшего возраста, порой обладающими ригидными установками к любым нововведениями) к мнению которых прислушиваются не только члены команды, но и тренерский состав. В практике отмечено множество примеров, когда тренер готов был идти на поводу у лидера команды в любом спорном вопросе, лишь бы это не помешало выиграть предстоящую игру.

Негативная позиция лидера команды, в свою очередь, может быть связана с тем, что это часто «возрастной» игрок, который имеет высокую, а главное – стабильную результативность. При любом влиянии извне и попытках изменений в команде лидер как бы получает скрытое сообщение о возможности изменения его статуса, что может повлечь за собой эмоциональную напряженность, изменение результативности всей команды, а значит и возможное расторжение контракта со спортивным психологом, которого в этом будут обвинять.

Чтобы такого конфликта не случилось, рекомендуется провести дополнительную встречу с лидером команды и сначала установить с ним доверительные взаимоотношения, объяснить ему смысл психологической работы и задачи спортивного психолога, посоветоваться с ним, как лучше помочь команде, выяснить кому из членов команды в первую очередь необходима помощь. Особенно позитивно это повлияет, если вашу встречу будут видеть другие члены команды.

Только после того, как спортивный психолог заручится поддержкой тренерского состава, врача команды и ее лидеров, можно беседовать с другими игроками.

В спортивной команде большое влияние на работу спортивного психолога оказывают конфликты между спортсменами или микрогруппами. Поэтому так важна информация об этом от тренера. Следует задать ему вопрос – есть ли конфликтующие группы внутри спортивной команды? Ответ на данный вопрос поможет собрать ключевую информацию о структуре команды. В данном случае необходимо выяснить мнение у лидеров конкурирующих микрогрупп.

Спортивный психолог должен ориентироваться во внутрикомандных взаимоотношениях и стараться быть независимым в оценке той или иной стороны конфликта. Участие в разрешении конфликта допустимо только с разрешения главного тренера, который не всегда поспешит поставить спортивного психолога в известность о происходящем.

Следует учитывать и разнонаправленный характер целевых доминирующих ориентаций у членов команды, установок, мотивов спортивной деятельности являющихся базовыми для атлетов. Один игрок может ориентироваться на командное взаимодействие (теплые, глубокие и доверительные отношения), другой же – на повышение своей значимости. Одному важно зарабатывать большие деньги, другому известность в месте, где он родился и вырос или получать дивиденды от статуса члена сборной команды страны.

Спортивный психолог должен принять любую целевую ориентацию или когнитивную стратегию (а именно, совокупность убеждений, смысловых установок о спортивной деятельности) профессионального спортсмена, и, не пытаясь ее менять, использовать для повышения результатов атлета и спортивной команды в целом. Спортивный психолог, особенно на этапе вхождения в спортивный коллектив, «утилизирует» мнения участников такой деятельности, расширяя и дополняя ее новыми смыслами.

Если речь идет о молодом воспитаннике из спортивной школы, то те или иные ориентации и стратегии (в случае их негативного влияния на деятельность) могут и должны быть либо пересмотрены, либо дополнены и достроены в ходе консультирования.

Для эффективной работы спортивному психологу необходимо иметь определенный статус, который определяется работой, которую он выполняет. Иногда спортивный психолог – это член коллектива специалистов, работающего с профессиональным спортсменом, член тренерского штаба. В некоторых случаях  – просто лектор, обучающий атлетов и тренеров новым подходам к развитию спортивного мастерства в тренировочном и соревновательном процессах. В некоторых случаях можно получить статус тренера по психологической подготовке, т.к. данная репрезентация обозначает развитие психологических качеств, а не поиск внутренних конфликтов (что в большей мере является сутью спортивного консалтинга).

При длительных контрактах, наряду с тренером, врачом, массажистом, представителем менеджмента спортивной организации спортивный психолог должен иметь право голоса и влиять на принимаемые в спортивном коллективе решения. Такое право дает суть спортивного консультирования, его динамика, возможность влиять на психические качества и текущее состояние спортсмена в сторону их позитивного развития. Надо заметить, что психологическое тестирование, повсеместно применяемое в настоящее время, особенно при работе со сборными командами страны, не дает такой возможности, представляя собой лишь «психологическую фотографию» текущего состояния спортсмена, могущего изменяться в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

 

Эффективная работа спортивного психолога со спортсменом подразумевает доверие, заинтересованность, а также мотивированность и осведомленность атлета о психотехнологиях и их пользе.

 

Говоря о применении психотехнологий в спорте, опишем группы проблемных областей, где его использование оправдано и возможно для:

  • формирования двигательных навыков;
  • психологической подготовки, которую осуществляет тренер, спортивный психолог и иные специалисты в области спорта;
  • восстановления психических и физических ресурсов спортсмена, увеличения работоспособности;
  • разрешения различных психосоматических проблем и расстройств у спортсменов (депрессий, психосоматических заболеваний, расстройства сна и пищевого поведения и др.);
  • устранения страхов перед выступлениями;
  • реабилитация после травм, полученных в ходе соревнований, как средство восстановления двигательного навыка;
  • повышения уверенности и мотивированности;
  • психофизиологического кодирования к предстоящим соревнованиям;
  • борьбы с психологическими зависимостями.

 

02.02.2016г.

Павел Пономарев www.pavelp.ru