Русская революция и психотерапия — Психолог Павел Пономарев

Русская революция и психотерапия

Революция — вещь непростая.

Ее успех зависит обычно

 от умения приспособиться

ко всему тому, против чего она была направлена.

Д. Сантаяна

 

 

Революция в России 1917 года и развитие психотерапии в Европе и Америке, в частности психоанализа происходило параллельно друг другу. В этой статье я не буду анализировать предтечи и сами эти разные социальные явления, меня больше интересует ответ на вопрос — позволяет ли психотерапия сдерживать людей от революционных действий, или она абсолютно не влияет на этот процесс? Статья, будучи скромной попыткой сравнить несравнимое, сформулировав некоторые мысли по заявленной в названии темы, может быть интересна особенно в преддверие выборов Президента, и связанных с этим обострением политической борьбы в российском обществе.

 

Что лежит в базисе революции? В основе любой революции находится некая совокупность конфликтов – общественных, межличностных и внутриличностных. Нас будут больше интересовать последние, т.к. именно их человек пытается разрешить на психотерапии индивидуальной или групповой. Внутриличностный конфликт революционных лидеров является движком революционной мысли, и значим в обретении революционного буйства. Почему революция произошла в Росси и была ли возможна на западе? Пусть на это ответят историки. Меня учили, что революция в России имела реальные обоснования, предпосылки, т.к. была сформирована революционная ситуация, когда чего-то там верхи, и как-то там низы. Революция в России произошла в силу того, что активные массы не могли и не умели разрешать конфликты иными методами. Двигаемые неразрешенными социальными и внутренними конфликтами люди, стремились их решить разом, революционным путем. Такого не произошло в западных странах, а значит можно предположить, что там механизмы устранения конфликтов имели место быть.

 

Надо отметить, что до революции 1905 года на авансцену России вышло совершенно новое социально явление – терроризм. Притягательный для людей с явными психологическими проблемами терроризм дал возможность фанатикам стать символами грядущей революции. Терроризм как форма политического протеста, которая должна была помочь решить внутренний конфликт человека с бомбой (ибо именно он направлял его на самоубийство и убийство), изменила общественное восприятие и психику людей, став пусковой кнопкой будущей революционной вакханалии. Будь сами террористы и люди, видевшие террористический акт, поддерживаемы со стороны определенных социальных структур, возможно революции не было. Но тогда в России всплеск подобной психопатии, совершенно выпал из рассмотрения психиатров, оставив людей просивших таким образом помощь без внимания. Не берусь давать оценку русской психиатрии начала прошлого века, но видимо естественно-научный уклон помешал ей оценить терроризм как психическую патологию. Психиатрия не смогла выйти с общественным предложением и надлежащей оценкой этого явления, что позволило запустить политические механизмы уже разрушающей силы для государства.

 

Психотерапия на западе зарождалась и развивалась под пристальным интересом буржуа и давала возможность поразмышлять на отстраненные от политики темы, развернув фокус внимания человека во внутрь. Можно предположить, что психотерапия на западе развивалась не только как форма работы с неврозами, но и как модель контроля и усмирения элиты общества. Как известно психотерапию на западе и тогда и сейчас могут позволить только очень состоятельные люди. Именно политическая, финансовая и конечно культурная элита становятся движками и трансляторами новых идей в России до революции. После русской революции, само развитие психотерапия в Европе внедряет мысль о том, что человек не свободен внутренне, что его поведение может зависеть от комплексов, неврозов и прочих душевных патологических образований. Именно эта мысль освобождает человека от несвободы, связанной с внешним давлением. В результате развития психоанализа европейская элита получает сообщение враг не снаружи, а внутри. Это меняет восприятие революции, изменяя ее идеологию и философию. Мы знаем, что психоанализ по мимо практического метода работы с неврозами, также является теорией личности и философской концепцией. Соответственно, философия дозволенной разрядки в революции, сменяется философией невроз — внутреннее зло (внутренний конфликт). После рождения психоанализа революционный, неуправляемый невроз можно разрешить определенными процедурами психоанализа, уже в рамках правового поля.

 

Что интересно после революции психоанализ «не пошел» в России, не смотря на то, что был, не только воспринят как революционная субстанция, но и поддерживался окружением Троцкого. Это произошло с одной стороны из-за неплатежеспособности населения, а с другой стороны, из-за того, что контроль за сознанием населения осуществлялся партией уже через агитацию и пропаганду, да и в дальнейшем стали зарождаться тоталитарные методы управления поведением и сознанием людей. Культ партии был подхвачен развитием пролетарского искусства. Миру явились культурные пласты, в лице русского авангарда, новой литературы и других феноменов, захватывая внимание «новых» людей в СССР.

 

Таким образом, психотерапия на западе со временем стала самоорганизующейся машиной контроля за революционным бесом. Надеюсь, что мой читатель не будет обвинять меня в параноидальных мыслях, касательно материалистической позиции, подстать партийному идеологу. Повторюсь, имел место самоорганизующийся феномен, абсолютно неуправляемый со стороны западных государств. Обществу был даден инструмент управления вниманием людей, который объяснял наличие внутреннего конфликта (внутреннего врага) различным образом, приемлемого в той или иной школе психотерапии. Также разнились методы лечения невроза, который изначально пришел из медицины, как серьезное заболевание, стал трактоваться намного шире, позволяя захаживать на психоанализ практически любому изначально здоровому человеку. Благодаря психоанализу, человек обретал идею собственной ущербности, не позволяющей открыто выражать протест и совершать революционные действия на западе. Свободный человек обрел роль «больного», и вместо баррикад лег на психоаналитическую кушетку.

 

Если внутренний конфликт мы обозначим как поощряемую политической элитой форму революционного протеста, станет понятна роль психотерапии в вопросе контроля за революционной активностью населения. Психотерапия (как правило имеющая некую философскую основу, и в меньшей степени опирающейся на естественно-научный базис) позволяет современному обществу рассредоточить активность его членов по различным «психотерапевтическим пулам», не позволяя сосредотачиваться общественному мнению и революционной энергетики в одном месте, в какой-либо партии. Конечно, стратификация и разделение общества происходит не только за счет психотерапии. Нам важно, что именно интеллектуальная часть населения поглощена пристальным вниманием к себе, что приводит к ее аполитичности, позволяя правящей элите закреплять свои позиции.

Психотерапию на западе можно сравнить с идеологическим прессингом в СССР. Напомню, что практическая психология в СССР была запрещена, а психотерапия функционировала в медицинских учреждениях и была тотально-фармакологическим действом, лишенной филосовско-идеологического содержания (в то время как на западе многие направления опирались на ту или иную философию). Причем до сих в России мало собственных психотерапевтических школ, мы довольствуемся западными разработками в этой области.

 

Сегодня в России новую революцию удастся избежать при условии поддержки государством психотерапевтического сообщества. Развитию русской психотерапии препятствует ряд явлений. Так, в настоящее время раскручивание тренинг-движения позволяет направлять энергию внутреннего конфликта внутрь собираемых групп, но опасность тренингов (с точки зрения революционного хаоса) состоит в том, что тренинг не позволяет решать внутренний конфликт, а скорее провоцирует дополнительную активность и агрессивность у его участников. С другой стороны, засилье колдунов и магов, может санкционировать протест населения, так как является незаконным отъемом денег в особо крупных размерах, которое совершенное не решает психологические проблемы, а в некоторых случаях их усугубляя. На наших глазах фашиствующие подростки объединяются в группы, движение и деятельность коих является загадкой и тайной для властей. Здесь уместна аналогия с терроризмом начала прошлого века, когда ни государство, ни общественные институты не могли помочь молодежи усмирить своего революционного дьявола.

 

Возможно, мысли изложенные в этой статье для кого-то покажутся неправильными, несвоевременными и как-то еще много по-другому не. Мне будет интересны ваши взгляды на данную проблему. Спасибо.

 

Искренний Ваш,

Павел Пономарев (http://www.pavelp.ru/)

12.06.07