Психология управления. Мотивация владельца бизнеса. — Психолог Павел Пономарев

Психология управления. Мотивация владельца бизнеса.

Психология управления. Мотивация владельца бизнеса.

В этой статье хотел бы представить некоторые аспекты темы — мотивации собственника бизнеса. Чаще к теме мотивации обращаются, когда идет речь о персонале компании и ищутся дополнительные организационные ресурсы, которые могут сделать организацию более прибыльной, исключив потери, связанные с человеческими ресурсами. Редко можно найти информацию о мотивации самого владельца компании, хотя его личность оказывает сильнейшее влияние на мотивацию персонала компании. Предполагается, что бизнесмену не нужно мотивировать себя, но это не совсем так. В этой статье будет дано определение мотивации, описаны некоторые ведущие мотивы деятельности бизнесменов, а также предложены пути повышения мотивации.

Мотивация владельца как системная динамическая структура его личности, которую нельзя приравнять к одному единственному мотиву во многом определяет все процессы, происходящие в организации. От того на сколько будет высокой мотивация бизнесмена зависит успех всего дела. По сути, бизнес находится в своеобразном духовном теле ее владельца, в котором сосуществуют не только его мечты, реализованные и будущие проекты, бизнес процессы, но и ментальные карты сотрудников организации. Это духовное тело компании должно не только возникнуть и жить, но и развиваться, обмениваясь энергией с окружающей средой. Происходит это от части за счет высокой мотивации владельца к достижению успеха. Таким образом, мотивация владельца это совокупность его целей, мотивов, желаний и страстей, которые обогащают внутреннюю среду компании, ее духовное тело, является ее сердцем и энергетическим движком бизнеса.

Традиционно считается, что бизнес создается с одной единственной целью – обогащение владельца. Цель заработать денег может быть ведущим мотивом в бизнесе, но никак не единственным. Вспомним желание многих предпринимателей 90-х «срубить» денег на каких-то простых торговых операциях. Почему многие из них не смогли построить сильные бизнес-системы? Причины могут быть разными. В русле заявленной темы замечу, что большинство владельцев имело слишком бедную мотивационную сферу личности, они не обладали харизмой, в которую могли поверить люди. На одном желании заработать денег, вряд ли можно создать крупный, устойчивый бизнес. Мотив «заработать» всегда вступает в конфликт с мотивами работников. Их нанял предприниматель, и, они также хотят заработать, но, понимая, что это легче сделать «работая на себя» открывают собственное дело. Поэтому происходило заражение данным мотивом, на фоне несформированных новых, и рождение огромного числа фирм-однодневок, которые также как и фирма-родоначальница не несли ни какой идеологии, новизны, обладали дешевым брэндом, имевшим низкую покупательную способность. Владелец бизнеса, одержимый единственным желанием заработать деньги одностороннее подходит к процессу мотивации себя, а значит и персонала. Только богатая мотивами личность бизнесмена становится условием развития духовного тела компании, базисом формирования сплоченной команды.

Даже если сам предприниматель на вопрос – зачем ты делаешь бизнес – ответит, что его единственная цель – заработать, он будет не совсем прав. К процессу создания и развития бизнеса может быть присоединено множество других мотивов, не всегда находящихся в лоне сознания владельца. Опишем некоторые бессознательные мотивы, движущие бизнесменами.

Предприниматель это человек, который, так или иначе, пытается взорвать правила игры, по которым живет остальное общество, этим он отличается от других. Именно нестандартный подход приносит результат. Бизнес дает возможность предпринимателю раскрыть свою уникальность, быть не «как все», обрести свободу. Если делаешь то, что делают все, никогда не сможешь достигнуть значимого результата.  Это одно из условий успешного бизнеса, очень сильно связанное с брэндом организации, ее корпоративной культурой и духом. В этом случае мотив уникальности бизнесмена сильно перекликается с маркетинговой политикой фирмы. По-другому что-то делать, думать, воздействовать, формировать свой мир – сильнейшие стимулы, позволяющие работать бизнесмену больше 10 часов в сутки, преодолевая высокие стрессовые нагрузки и добиваться успеха.

Вместе с этим бизнес сильно связан с риском. Успешный бизнесмен знает, что, не рискуя, он рискует во много раз больше. Постоянная потребность испытывать риск, связанный с неопределенностью ситуаций, постоянно меняющимися правилами, что предполагает нестандартные решения это важный мотив деятельности бизнесмена. С риском связан другой мотив, который условно назовем игровым. Игра встречает человека в начале жизни, развивает его психические способности, формирует личность. В игре человек усваивает социальный опыт и общественные правила. Но, игра может затягивать, становясь самостоятельным мотивом деятельности. Бизнес в этом случае становится контекстом для большой общественной игры, где человек испытывает азарт, страсть и много других ярких эмоций. Именно высокая эмоциональная вовлеченность, формирует стойкий интерес к бизнесу, а в некоторых случаях зависимость от него.

Часто бизнес проистекает из любимого дела. Например, человек, будучи обладателем хобби, первоначально не задумывается о бизнесе. Но обстоятельства так складываются, что другие люди становятся заинтересованными в услугах или продуктах деятельности увлеченного человека, и постепенно любимое дело трансформируется в бизнес. Недаром говорят, что если вам что-то по душе, то вы можете сделать это прибыльным занятием независимо от сферы вашей деятельности. Здесь мотив деятельности это интерес к любимому делу, с которым бизнесмен искренне делится с другими людьми. Будучи обладателем обожаемого дела, бизнесмен стремиться пожертвовать тем, что имеет сейчас, ради того, чем может овладеть в будущем. Этот тип мотивации наиболее сильный. В этом случае бизнес это жизнь предпринимателя, и она обладает той ценностью, которой он хочет ее наделить.

Бизнес, сильно зависящий от бизнесмена, развивающийся по модели человек-солнце (организации с высокой степенью доминантности владельца), разрушается именно из-за ротации мотивов владельцев. Движимый мотив бизнесмена исчезает, и организация прекращает свою работу. Чтобы этого не произошло, а напротив бизнес-система развивалась и укреплялась, владелец бизнеса по мимо постоянного делегирования полномочий, других процедур развития компании, должен постоянно себя мотивировать. Один из путей как это можно сделать — инвентаризация старых и организация новой цепочки мотивов. Для этого полезно время от времени задавать себе вопросы:

— зачем я занимаюсь бизнесом?

— почему мне важно сохранять верность собственному делу?

— могу ли я быть более счастливым, в случае занятия другой деятельностью?

— что (кто) меня мотивирует?

Не стоит бояться отвечать на эти вопросы. Некоторые бизнесмены бегут от этих вопросов, особенно когда они их слышат от близких людей. Семья бизнесмена, переживающая вместе с ним его личностные трансформации, в первую очередь сталкивается с негативными последствиями неправильной мотивации, особенно когда речь идет о модели «бизнес это игра». Так, наблюдая негативные психические проявления и  понимая губительность продолжения бизнеса, жена бизнесмена может настаивать на окончании его ведения, а не получив желаемое расстается со своим мужем, что еще больше провоцирует текущий стресс бизнесмена. Поэтому, работая с системой своей мотивации, бизнес уберегает себя от излишних разочарований.

В структуру мотивации всегда входит набор целей, практика планирования может повысить мотивацию. Давно известно, что самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели. Знать цель, к которой ты стремишься, — это рассудительность, уберегающая бизнесмена от ненужных разочарований. Регулярная практика фиксации целей (особенно долгосрочных), их критическое обсуждение расширяют мотивацию владельца. Если планирование бизнеса проходит с близкими людьми, то это помогает скоординировать цели, учесть негативные последствия.  Причем, в процессе планирования можно графически фиксировать цели – писать их на каких-то носителях, которые всегда находятся перед глазами. Достижение цели формирует уважение к себе, повышает самооценку, но главное структурирует жизнь, вносит в нее элемент стабильности.

Другой способ мотивировать себя заключается в соучастие в жизни работников компании. Доверительное, глубокое общение с персоналом (особенно топ-менеджерами) обнаруживает новые смыслы и основания для собственного бытия, своей полезности. Когда твоя деятельность, твой бизнес нужен не только тебе, но и другим людям, тем, кто работает вместе с тобой, формируются более глубокие мотивы, связанные с развитием духовной сферы человека. Часто можно наблюдать общение владельца фирмы с клиентами. Такое общение полезно, т.к. клиент видит заботу о себе, а владелец может оценить свою деятельность и общественную полезность, что также формирует его высокую мотивацию.

Нельзя исчерпать одной статьей такую многофакторную тему как мотивация владельца бизнеса. Буду рад откликам на предоставленную статью. Всем бизнесменам желаю чаще заглядывать внутрь себя, открывая внутренние пласты своей уникальной личности.

 

Павел Пономарев