Как мне знакомо эту чувство,
Когда, не ведая себя.
Несешься с глупым безрассудством.
В долину полную огня.
Она лежит, раскинув руки.
И манит словно, она мать.
И нету сил отказом ранить.
Того, кто призван жизнь отнять.
Автор
Сегодня много версий, почему подростки играют со смертью и решаются на отчаянный шаг. В этой статье мы поговорим о психологии групп смерти в Интернете.
Впервые о группах смерти в СМИ было рассказано в статье Галины Мурсалиевой «Группы смерти (18+)» в 2016 году. Статья, произвела фурор, так как сообщала о существующей в социальной сети «ВКонтакте» сообществе, которая может быть причастна к самоубийствам 130 подростков в России.
Статья представляет собой расследование, проведённого матерью 12-летней школьницы, покончившей с собой 25.12.2015. Согласно этому материалу, школьница была принуждена к сведению счётов с жизнью группой неизвестных, действовавших через суицидальные группы в социальной сети «ВКонтакте». Доведение до самоубийства проходило в ходе «квеста», где каждому «завербованному» давались индивидуальные номера, и 50 дней на исполнение суицида. За детьми устанавливался «надсмотрщик», который помогал не решающимся пойти на этот шаг и фиксирующий акт самоубийства на камеру с целью размещения этих видео в Интернете.
В результате публикации Роскомнадзор закрыл в «ВКонтакте» много подобных групп, находившихся в открытом доступе. Однако, до сих пор существует ряд закрытых групп, информацию о которых можно получить только из обращений граждан, которые с ними столкнулись. Сложность закрытия деструктивных групп заключается в том, что любой участник, закрытой группы может создать новую.
В качестве глобальной меры, которая могла бы снизить количество подобных групп прозвучала мера регистрация в соцсетях только по паспорту. Однако, это было расценена со стороны «либеральной общественности» как мера, отнимающая свободу у граждан. Госдума запретила любые сообщества в соцсетях, прямо или косвенно связанные с призывами к суициду. Сегодня для закрытия подобных сообществ гражданин должен обратиться к Роскомнадзор, приведя ссылку и описание группы. В течении 3 дней данная организация обязана рассмотреть вопрос и принять решение о закрытии группы.
Так, что же на самом деле стоит за желанием создавать, и находиться в группах смерти? Что толкает участников совершать суицид? Следует отличать мотивы создателя группы смерти и причины, по которым в них состоят рядовые члены.
Мотивы создателя группы смерти различны. Среди прочих:
— желание прославиться, повысить собственный социальный рейтинг, стать легендой сети, «черным демоном»;
— заработать, — монетизировать трафик своих групп;
— почувствовать власть над человеком и самоутвердиться за счет чужого горя;
— создать закрытый круг общения вокруг нестандартной темы;
— патологические стремления психически больного человека. Если человек находится внутри патологического мира, то конкретный мотив, управляющий человеком будет опираться на систему бреда, который сформировался на момент создания группы;
— взрослый человек, который мстит за утрату своего ребенка. Здесь также присутствует психическое расстройство, однако, мотив более выражен и понятен. Такой человек обвиняет других подростков за гибель своего ребенка;
— исследовательский мотив – группа создается, т.к. интересно понять, что можно сделать с другим человеком;
— иные мотивы.
Приведем некоторые мотивы участников групп смерти:
Вхождение в группу смерти в психики подростка связывается с неким сакральным опытом избавления от негативных личностных качеств и приобретение позитивных. Игра со смертью, лихачество, испытания, которые могут закончится трагедией или одарить славой в глазах общества – были всегда. Проверки на смелость формируют волю, особенно если это полезное для общества деяние. Сейчас СМИ тотально навязывают фейковых героев, желающих получить славу любой ценой, что разрушает привычные ценности общества. Жизнь человека как высшая ценность нивелируется. Участие в группах смерти фигурирует в сознании детей как опыт, дающий позитивный личностный рост, т.к. «хорошее и плохое» в обществе размыто.
Обычно в школьной среде дети могут знать о тайном сообществе. Подросток, который участвует в группах смерти на короткое время приобретает особой статус героя, непонятого родителями борца за свои права, страдальца за правду. Таким образом член группы смерти стяжает особое поклонение со стороны значимых людей.
Важной особенностью выбора в качестве инициации опыта общения в группах смерти является мысль, что виртуальное пребывание в Интернете не предполагает реальных действий. Все общение происходит под выдуманными никами. Вначале все происходит на уровне идеи. Нажал кнопку и сразу «не нытик и не трус». Отсутствие ощущения реальности в целом сильно связано с нереальным представлением о муках, которые возникают в процессе умирания. У подростка понятие смерти является несформированным, поэтому и сам контекст не воспринимается как ужасающий.
Атмосфера таинственности и сакральных знаний групп смерти и таких же игр подавляют чувство осторожности. Причем понимание следует шаг за шагом. Это классическая цепочка деструктивных культов и организаций. Сообщество через систему специальных знаков сообщает, что — ты все узнаешь на следующем шаге.
Для этого выбираются разные средства. Например, видеоблогеры показывают ссоры с родителями, оскорбление учителей, что вызывает интерес многих пользователей Интернета. А кульминацией является идея самоубийства, так как этот поступок, который не только переворачивает привычные родительские сценарии, но обвиняет ненавистных родителей в их некомпетентности. Подросток, состоящий в группе смерти, думает – я могу сделать такое, что вы не только пожалеете, но и перестанете быть родителями. Суицид в данном случае это неформальное лишение родителей их статуса. Жизнь подростка становится разменной картой в войне с родителями.
Задолго до вхождения в группу смерти компьютерная зависимость не дает возможности сформироваться социальному и эмоциональному иммунитету (которые могут наращиваться только в ситуации реального общения).
Ребенок с компьютерной зависимостью блуждая в пространстве Интеренета просто обязан знать об интересном, так как это привычная для него среда обитания. Поэтому он входит в группу смерти дабы не пропустить что-то новое.
Кто входит в группу риска?
Отвечая на вопрос, какие психические особенности и социальные маркеры будут у подростка, который посещает группы смерти в Интернете, отметим, что среди прочих это:
Эмоционально тупые родители, привыкшие считать переживания подростков мелкими и незначительными, иногда просто отказывают им в праве на эти переживания («да что ты понимаешь», «это все ерунда», «да какие твои годы», «у тебя еще будет десяток таких девочек» и т.д.). Такая практика сводит на нет глубокий эмпатический контакт, основанный на доверии. И как альтернатива появляется группа подростков, которые его «понимают». Но чаще страдающий подросток наделяет группу или ее участников теми свойствами, которых не обладают его родители.
Депривация сна также используется как метод решить подростка чувства реальности, а затем подтолкнуть его к гибели.
Что делать, если вы обнаружили своего ребенка в группе смерти?
Если вы боитесь, что ваш ребенок идет по опасной дороге, изолируйте его от средств связи, увезите его на неделю, дайте выспаться. Депривация позволяет перестать воспринимать угрозы куратора группы смерти как реальные. Максимальный результат – ребенок перестанет воспринимать игру всерьез. Но помните, что это не решение его внутренних проблем, а только прерывание состояния «потока».
Необходимо говорить с детьми о семье, работе, о ценностях дружбе, показывать на своем примере, что действительно ценно. Читать вместе классическую литературу, обсуждать фильмы и события. Но все это нужно делать после того, как вы поймете причины, почему ребенок находился в группе смерти. Ведь, если девочка состоит в группе смерти потому, что она получает там подтверждения своих художественных талантов, работа по профилактике с ней будет иной, чем работа с девочкой, которая больна депрессией. В контексте группы смерти, общаясь друг с другом они созаражают себя мыслью о смерти. Причем будучи совершенно уверенными, что «понимают друг друга» и что у них одинаковая ситуация.
Потом, разве можно представить ребенка, который после лекции о вреде подобных групп, заявит, что он будет продолжать в них состоять. Конечно, он скажет, что это плохо, и что он осознал… И все это будет успокоительной ложью, формализмом, который накроет реальные проблемы.
Павел Пономарев