Психология групп смерти в Интернете — Психолог Павел Пономарев

Психология групп смерти в Интернете

Как мне знакомо эту чувство,

Когда, не ведая себя.

Несешься с глупым безрассудством.

В долину полную огня.

 

Она лежит, раскинув руки.

И манит словно, она мать.

И нету сил отказом ранить.

Того, кто призван жизнь отнять.

Автор

 

Сегодня много версий, почему подростки играют со смертью и решаются на отчаянный шаг. В этой статье мы поговорим о психологии групп смерти в Интернете.

Впервые о группах смерти в СМИ было рассказано в статье Галины Мурсалиевой «Группы смерти (18+)» в 2016 году. Статья, произвела фурор, так как сообщала о существующей в социальной сети «ВКонтакте» сообществе, которая может быть причастна к самоубийствам 130 подростков в России.

Статья представляет собой расследование, проведённого матерью 12-летней школьницы, покончившей с собой 25.12.2015. Согласно этому материалу, школьница была принуждена к сведению счётов с жизнью группой неизвестных, действовавших через суицидальные группы в социальной сети «ВКонтакте». Доведение до самоубийства проходило в ходе «квеста», где каждому «завербованному» давались индивидуальные номера, и 50 дней на исполнение суицида. За детьми устанавливался «надсмотрщик», который помогал не решающимся пойти на этот шаг и фиксирующий акт самоубийства на камеру с целью размещения этих видео в Интернете.

В результате публикации Роскомнадзор закрыл в «ВКонтакте» много подобных групп, находившихся в открытом доступе. Однако, до сих пор существует ряд закрытых групп, информацию о которых можно получить только из обращений граждан, которые с ними столкнулись. Сложность закрытия деструктивных групп заключается в том, что любой участник, закрытой группы может создать новую.

В качестве глобальной меры, которая могла бы снизить количество подобных групп прозвучала мера регистрация в соцсетях только по паспорту. Однако, это было расценена со стороны «либеральной общественности» как мера, отнимающая свободу у граждан. Госдума запретила любые сообщества в соцсетях, прямо или косвенно связанные с призывами к суициду. Сегодня для закрытия подобных сообществ гражданин должен обратиться к Роскомнадзор, приведя ссылку и описание группы. В течении 3 дней данная организация обязана рассмотреть вопрос и принять решение о закрытии группы.

Так, что же на самом деле стоит за желанием создавать, и находиться в группах смерти? Что толкает участников совершать суицид? Следует отличать мотивы создателя группы смерти и причины, по которым в них состоят рядовые члены.

Мотивы создателя группы смерти различны. Среди прочих:

— желание прославиться, повысить собственный социальный рейтинг, стать легендой сети, «черным демоном»;

— заработать, — монетизировать трафик своих групп;

— почувствовать власть над человеком и самоутвердиться за счет чужого горя;

— создать закрытый круг общения вокруг нестандартной темы;

— патологические стремления психически больного человека. Если человек находится внутри патологического мира, то конкретный мотив, управляющий человеком будет опираться на систему бреда, который сформировался на момент создания группы;

— взрослый человек, который мстит за утрату своего ребенка. Здесь также присутствует психическое расстройство, однако, мотив более выражен и понятен. Такой человек обвиняет других подростков за гибель своего ребенка;

— исследовательский мотив – группа создается, т.к. интересно понять, что можно сделать с другим человеком;

— иные мотивы.

Приведем некоторые мотивы участников групп смерти:

  1. «не нытик и не трус». Для характеристики данного мотива приведу цитату из книги Роберт Стивенсон «Клуб самоубийц»: «Итак, вы теперь не хуже меня самого знаете, что я представляю собой: безумец, но последовательный в своем безумии и, как вы, надеюсь, подтвердите, не нытик и не трус».

Вхождение в группу смерти в психики подростка связывается с неким сакральным опытом избавления от негативных личностных качеств и приобретение позитивных. Игра со смертью, лихачество, испытания, которые могут закончится трагедией или одарить славой в глазах общества – были всегда. Проверки на смелость формируют волю, особенно если это полезное для общества деяние. Сейчас СМИ тотально навязывают фейковых героев, желающих получить славу любой ценой, что разрушает привычные ценности общества. Жизнь человека как высшая ценность нивелируется. Участие в группах смерти фигурирует в сознании детей как опыт, дающий позитивный личностный рост, т.к. «хорошее и плохое» в обществе размыто.

Обычно в школьной среде дети могут знать о тайном сообществе. Подросток, который участвует в  группах смерти на короткое время приобретает особой статус героя, непонятого родителями борца за свои права, страдальца за правду. Таким образом член группы смерти стяжает особое поклонение со стороны значимых людей.

Важной особенностью выбора в качестве инициации опыта общения в группах смерти является мысль, что виртуальное пребывание в Интернете не предполагает реальных действий. Все общение происходит под выдуманными никами. Вначале все происходит на уровне идеи. Нажал кнопку и сразу «не нытик и не трус». Отсутствие ощущения реальности в целом сильно связано с нереальным представлением о муках, которые возникают в процессе умирания. У подростка понятие смерти является несформированным, поэтому и сам контекст не воспринимается как ужасающий.

  1. любопытство. Большинство подростков не планирует умереть. Они вообще в свою смерть не верят, так как не понимают, что это такое. Это непонятное и далекое понятие для их сознания только формируется. Они думают, что игра или общение на тему как покончить с жизнью даст им что-то интересное и полезное.

Атмосфера таинственности и сакральных знаний групп смерти и таких же игр подавляют чувство осторожности. Причем понимание следует шаг за шагом. Это классическая цепочка деструктивных культов и организаций. Сообщество через систему специальных знаков сообщает, что — ты все узнаешь на следующем шаге.

  1. желание заработать. Участникам групп или соответствующих игры предлагают заработать. Существуют группы школьников, которая официально ищет деньги на организацию таких групп смерти. Хотя денег они редко находят, сам факт такого мышления показывает, что для них это просто веселая и модная тема, в которую можно играть и зарабатывать.
  2. опыт, вне взрослой опеки, разрушающий авторитет взрослого. В возрасте 12-14 лет подросток осознает себя отдельной личностью, хочет отсоединиться от родителей, бросить вызов их власти и доказать свою взрослость и состоятельность. Именно в этот период как никогда сильна сторонняя группа, предлагающая запретный плод.

Для этого выбираются разные средства. Например, видеоблогеры показывают ссоры с родителями, оскорбление учителей, что вызывает интерес многих пользователей Интернета. А кульминацией является идея самоубийства, так как этот поступок, который не только переворачивает привычные родительские сценарии, но обвиняет ненавистных родителей в их некомпетентности. Подросток, состоящий в группе смерти, думает – я могу сделать такое, что вы не только пожалеете, но и перестанете быть родителями. Суицид в данном случае это неформальное лишение родителей их статуса. Жизнь подростка становится разменной картой в войне с родителями.

  1. адреналиновая и компьютерная зависимость. Изначальное любопытство трансформируется под гнетом общения или в смертельных играх в адреналин. Подростками движет желание получить адреналин, который интенсивно вырабатывается в ходе общения и опасных действий. Адреналиновая и компьютерная зависимость притупляют повседневное страдание и боль.

Задолго до вхождения в группу смерти компьютерная зависимость не дает возможности сформироваться социальному и эмоциональному иммунитету (которые могут наращиваться только в ситуации реального общения).

Ребенок с компьютерной зависимостью блуждая в пространстве Интеренета просто обязан знать об интересном, так как это привычная для него среда обитания. Поэтому он входит в группу смерти дабы не пропустить что-то новое.

  1. призыв о помощи. Участием в группе ребенок отправляет крик о помощи взрослым – помогите мне. Угрозы смерти – самый действенный и довольно простой способ заявить о себе и привлечь внимание по-настоящему. Как правило, такой подросток дает родителям возможность как-бы случайно узнать о том, где он пребывает.
  2. желание прославиться. В данном случае самоубийства как фейковые (постановочные) действия с целью популяризации самой группы. Так, администраторы анонсируют «флешмоб самоубийств», списки «жертв» которого вывешиваются в группе. Такие самоубийства являются фейковыми, но привлекают огромное количество участников, которые сознательно разыгрывают сцены самоубийства. Затем фейковые материалы выкладываются в сеть. Из моей практики приведу случай, когда мальчик хотел сделать сэлфи с петлей на шеи, но в итоге повесился.
  3. мотивы ребенка, страдающий психическим заболеванием. Данные мотивы разные, и связаны с конкретным заболеванием.
  4. мотив творчества. Новые, неформальные, нестандартные направления андеграунда притягивают творческих подростков, соблазняя необычным контекстом. В группах смерти, мы найдем художественные работы. Для некоторых одаренных детей группа может стать местом, куда они могли бы выставить свои работы и получить успех.
  5. ушел в группу за объектом любви. Иногда, влюбленный подросток может состоять в группе, так как в ней состоит объект влюбленности. В данном случае группа является контекстом общения и близости с объектом любви.

 

Кто входит в группу риска?

         Отвечая на вопрос, какие психические особенности и социальные маркеры будут у подростка, который посещает группы смерти в Интернете, отметим, что среди прочих это:

  1. Дети из неблагополучных или неполных семей. Семьи, где безразличие к ребенку введено в религию, не понимают своих детей, и отталкивают их. Есть примеры богатых семей, где практикуется замена человеческих отношений товарно-денежными. Алкогольная зависимость родителей и другие факторы мешают подростку социализироваться со сверстниками, поэтому он ощущает брошенность и тотальное чувство одиночество.

Эмоционально тупые родители, привыкшие считать переживания подростков мелкими и незначительными, иногда просто отказывают им в праве на эти переживания («да что ты понимаешь», «это все ерунда», «да какие твои годы», «у тебя еще будет десяток таких девочек» и т.д.). Такая практика сводит на нет глубокий эмпатический контакт, основанный на доверии. И как альтернатива появляется группа подростков, которые его «понимают». Но чаще страдающий подросток наделяет группу или ее участников теми свойствами, которых не обладают его родители.

  1. Подростки, пережившие утрату (родственника, друга, любимого человека, животного, кумира и даже вещи).
  2. Накротически и алкогольнозависимые лица.
  3. Школьники, постоянно подвергающиеся травле со стороны одноклассников или сторонней группы подростков.
  4. Подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
  5. Дети, страдающие психическими расстройствами. Как правило, до момента суицида данные расстройства не были диагностированы психиатрами.
  6. Подростки с патологией сна. Расстройство сна иногда формируется в течении смертельной игры и общении на форумах (адреналин не дает заснуть). Общение происходит ночью в тайне от родителей. Но может иметь место и хроническое нарушение сна до вовлечения в группу или смертельную игру.

Депривация сна также используется как метод решить подростка чувства реальности, а затем подтолкнуть его к гибели.

 

Что делать, если вы обнаружили своего ребенка в группе смерти?

  1. Войдите в оптимальное психическое состояние, которое позволит вам помочь вашему ребенку. Нельзя думать, что вы можете помочь своему ребенку, если вы сами испытываете деструктивные эмоции – страха, агрессии, растерянности, гнева, тревоги. Если вы будете психически давить и наказывать, это даст обратный эффект. Подросток найдет другой способ покончить с собой или вернуться в игру – через знакомых, чужие аккаунты.
  2. Необходимо понимание, что вовлечение вашего ребенка связано не только с «плохими друзьями», но и в ситуации, которая происходит в семье. В этой связи родители должны осознать, что они являются ресурсом для ребенка, который пребывает в сложной жизненной ситуации или вовлечен в деструктивное взаимодействие. Но одновременно родитель может быть автором невыносимой жизни для ребенка.
  3. Ребенок сам не будет просить помощи, если уже идет по пути суицида, ЕСЛИ ОН ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ ЛИШИТЬ СЕБЯ ЖИЗНИ. Важно наблюдать за ним. Если он только начал играть в смертельную игру, у него есть время жить. Изменения в поведении хорошо заметны: привычные занятия уходят на второй план, возрастает изоляция, актуальны депрессивные эмоции, нарушения сна, появляются порезы и травмы, в продуктах жизнедеятельности могут присутствовать символы смерти и умирания (картинки, символы).
  4. Немедленно обратитесь к кризисному психологу и психиатру! Постарайтесь, чтобы такой визит был конструктивен, поэтому соберите факты для беседы. Обратитесь к руководству школы, ведь, в смертельный процесс могут быть вовлечены другие дети. Решить проблему можно только сообща.
  5. Будьте рядом с ребенком, но не будьте навязчивыми и обвиняющими. Если ребенок страдает (а для страдания не обязателен повод или причины, достаточно депрессии), не обрушивайте свои эмоции на детскую неустойчивую психику. Главное метасообщение – в эту сложное для нас время я (мы) рядом с тобой, вместе мы справимся с этим злом.
  6. Формируйте способность говорить о своих проблемах. Важно знать, что происходит с ребенком, с его окружением, что его тревожит, что он чувствует, часто ли ему бывает одиноко. Для этого ребенка нужно приучать звать на помощь взрослого в трудных ситуациях.
  7. Не пытайтесь изменить сознание ребенка без профессиональной помощи. Если ребенок решил завершить жизнь, ему нужно объяснить, что есть люди, которые расстроятся из-за его смерти, помочь сформировать мотивы жить и бороться. НО делать это нужно, выработав совместную стратегию с кризисным психологом и психиатром, поняв причины психического неблагополучия.
  8. Не бойтесь положить ребенка в психиатрическую больницу. Думать, что консультация психолог (психиатра) или беседа с родителем может способствовать немедленному изменению психических установок у ребенка, которые могли складываться годами – ошибочно. Причины могут быть разными, поэтому нужен длительный исследовательский процесс.
  9. Сделайте информационную депривацию. Мера спорная. Отключить ребенка от Интеренета сегодня практически невозможно. Поэтому, для депривации от опасного контента можно предложить ребенку что-то интересное, например, поездку, поход на природу (где случайно не работает Интернет).

Если вы боитесь, что ваш ребенок идет по опасной дороге, изолируйте его от средств связи, увезите его на неделю, дайте выспаться. Депривация позволяет  перестать воспринимать угрозы куратора группы смерти как реальные. Максимальный результат – ребенок перестанет воспринимать игру всерьез. Но помните, что это не решение его внутренних проблем, а только прерывание состояния «потока».

  1. Не занимайте профилактикой суицида в кризис. Очень важно сделать так, чтобы подросток перестал воспринимать самоубийство в романтическом ключе, как яркий жест, способ «красиво уйти героем». Так же важно дать ему альтернативный взгляд – какую боль и страдания приносит людям этот шаг, как искаженно выглядит в глазах самоубийцы его жизнь. Но делать это нужно не в момент кризиса, когда неясны причины, почему подросток состоит в группе смерти. Вести профилактическую работу необходимо под присмотром специалиста!

Необходимо говорить с детьми о семье, работе, о ценностях дружбе, показывать на своем примере, что действительно ценно. Читать вместе классическую литературу, обсуждать фильмы и события. Но все это нужно делать после того, как вы поймете причины, почему ребенок находился в группе смерти. Ведь, если девочка состоит в группе смерти потому, что она получает там подтверждения своих художественных талантов, работа по профилактике с ней будет иной, чем работа с девочкой, которая больна депрессией. В контексте группы смерти, общаясь друг с другом они созаражают себя мыслью о смерти. Причем будучи совершенно уверенными, что «понимают друг друга» и что у них одинаковая ситуация.

Потом, разве можно представить ребенка, который после лекции о вреде подобных групп, заявит, что он будет продолжать в них состоять. Конечно, он скажет, что это плохо, и что он осознал… И все это будет успокоительной ложью, формализмом, который накроет реальные проблемы.

  1. Постарайтесь вернуть ребенка к занятиям, к которым он стремился раньше. Важно найти что-то, что нравится ребенку, и дать ему возможность этим заниматься. Поддержать его хобби, какую-то интересную для него деятельность. Используйте средства физической культуры и спорта.
  2. Используйте кризис для развития вашей семьи и получения ресурсов. Восприятие ситуации как трагедии ошибочно. Это неконструктивная статика. Идите к динамике развития вашей семьи, где есть любовь, понимание, доверие, принятия ребенка таким, каков он есть в живом общении.

 

Павел Пономарев