Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования – психолого-философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Философия экзистенциализма, изучает отраженную в психике веру человека в свободу. Большинство направлений психотерапии, основываются на философии экзистенциализма, принимая последствия действий индивида и признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Психологи — экзистенциалисты изучают субъективный мир человека, со всем присущем конкретному индивиду особенностями. Данная философия позволяет получать основания изучать людей в качестве уникальных субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.
Представители в философии и психологии
Среди основоположников экзистенциализма можно назвать таких видных философов, психологов и психотерапевтов как: Н. А. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер, А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Г. Марсель, С. де Бовуар, Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи, Х. Ортега-и-Гасет, У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эдди.
К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа; в немецком протестантизме диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман. Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.
Основы филосовского учения
Экзистенциализм как философская теория познает бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта, что противоречит традициям рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления. Переживание человеком окружающего мира выделяется в качестве истинного бытия, толкуемое как непосредственное человеческое существование, или экзистенция (непознаваема ни научными методами). Описание структуры экзистенции Хайдеггером, Сартром, Мерло-Понти и другими выделило в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность.
Экзистенция имеет важно свойство, она «открыта», направлена на другое. И именно это другое и становится ее центром притяжения. Хайдеггер и Сартр отмечают, что, экзистенция это бытие, устремленное к ничто и сознающее свою конечность. Хайдеггера отмечает, что выявление структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования. Среди них называются и каждодневные заботы, и страхи, а также решимость человека сделать поступок и совесть и др., все они определяются через смерть. Философы – экзистенциалисты (а вслед за ними психологи и психотерапевты) описывают различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в «пограничной ситуации», как ее определяет психолог и психотерапевт К.Ясперс, в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как суть своего существования. И обретения такого прозрения, которое санкционируется психологом, помогает справиться с критической ситуацией (например, глубокого горя и потери).
Устанавливая экзистенцию через понятие конечности, философы экзистенциалисты определяют последнюю как временность, точкой отсчета которой является смерть. В отличие от физического времени — чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо. Психологи Хайдеггер и Ясперс сравнивают его с судьбой, а также с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты концентрируются на значимости будущего, рассматривая его в связи с такими экзистенциалистическими формами, как «решимость», «проект», «надежда». Время утверждается через личностно-исторический характер, что определяет его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Категория историчности человеческого существования выражается, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Экзистенция обладает свойством ситуационного характера, что определяет принадлежностью к определенному народу, социальной группе, наличие у человека тех или иных биологических, психологических образований и качеств. Итак, временность, историчность и ситуационность экзистенции — модусы ее конечности.
Экзистенциализм является не только попыткой познать и сформулировать различные состояния человека, он не предлагает законченную философскую систему, готовые ответы, рецепты жизни, а скорее приглашает к процессу динамического исследования движущих сил в жизни клиента.
Экзистенциализм вбирает в себя религиозные традиции, но отделен от религиозных верований и церквей. Экзистенциализм утверждает то, что мы сознательно видим впереди нас, то и является той реальностью, которая с нами. Вот почему экзистенциализм делает ударение на «здесь и сейчас» — каждодневное существование. Эта философия отражает духовные предположения (предпочтения) различного рода. Знать, что нет конечной правды – это то, что оставляет нам лишь встречу с другим в каждом моменте нашего бытия. Экзистенциализм с этой точки зрения оказывается в непосредственной близости к Восточным и Западным традициям мистицизма.
Экзистенциальная психотерапия
Экзистенциальная психотерапия является формой динамической психотерапии. Термин «динамический» часто используется в сфере психического здоровья, – в которой, собственно говоря, речь идет о «психодинамике», – и без прояснения смысла динамической психотерапии фундаментальный компонент экзистенциального подхода останется непонятным. Слово «динамический» имеет как общее, так и техническое значение. В общем смысле понятие «динамический» (происходящее от греческого dunasthi «иметь силу и власть») указывает на энергию или движение: «динамичный» футболист или политик, «динамо», «динамит».
Динамическая модель психики является наиболее значительным вкладом в психологию Фрейда в представление о человеке. Эта модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение – как адаптивные, так и психопатологические, представляющие собой результат их взаимодействия. Силы существуют на различных уровнях осознания и бессознательного, отследить динамику, которых невозможно.
Таким образом, психодинамика, используемая психологом в своей работе, включает различные действующие в человеке осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. Экзистенциальная психотерапия базируется на радикально ином представлении о том, каковы конкретные силы, мотивы и страхи, взаимодействующие в индивидууме. Так в 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:
Экзистенциальный (гуманистический) подход в психотерапии предлагает возможность встретиться с подавленной частью: эмоциями, чувствами, странностью, которая лежит под ощущением «быть собой», силы судьбы в жизни клиента, которые так мало или совсем не имеют ничего внешней формой человека. Экзистенциальная психотерапия дает возможность человеку обрести самого себя, а психолог – тот человек, который является представителем этой надежды.
Итак, экзистенциализм – это философская и терапевтическая позиция, которая направлена, прежде всего, на опыт и отношения (в меньшей степени сухая и законченная теория). Это происходит, через исследование своей субъективности, так человек открывает истинное существование. Это открытие придёт как пробуждение и сюрприз, как осознание конкретной материальности собственной жизни и собственных выборов, и данные процесс поддерживается и развивается психотерапевтом.