Современный спорт в силу своей специфики, постоянным ростом общественной значимости характеризуется как деятельность, осуществляемая преимущественно в условиях ярко выраженного стресса. Что может приводить к возникновению особых негативных состояний, полноценное преодоление которых возможно лишь при оказании профессиональной психологической помощи. Поэтому спортивная деятельность создает плодотворную почву для развития различных форм стрессовых состояний, наиболее тяжелые из которых осуществляют сильное негативное влияние на общее состояние спортсмена, существенно ухудшая результаты его профессиональной деятельности.
Психологическая помощь для преодоления стрессовых состояний может осуществляться лишь на основании четких представлений об особенностях их возникновения и развития. Очевидной представляется необходимость, детального изучения специфических характеристик переживания психики спортсмена в ситуации спортивной травмы.
Понятие психической травмы в спортивной деятельности до сих пор не сформулировано достаточно четко. Часто ее рассматривают по аналогии с травмой физической. В результате психологической травмы, повреждаются базовая структура личности (аффективные и когнитивные компоненты), видоизменяется общая картина мира, образ своего «Я».
В процессе своей спортивной деятельности спортсмен-профессионал, сталкивается с тремя типами ситуаций, которые можно расценить как психотравмирующие:
Рассмотрим возможные психологические последствия, которые могут произойти после перенесенной спортсменом травмы (после окончания амбулаторного лечения):
Конечно, такие последствия травмы, преследуют не каждого спортсмена и в зависимости от силы личности и силы воли они могут быть подавлены атлетом, но благодаря стрессовому механизму закрепляется памятный след (а функция памяти заключается в отражении и хранении информации) новых эмоционально-поведенческих навыков и стереотипов, первостепенно значимых для сохранения жизни. Повседневный стресс, который окружает спортсмена, в то же время является состоянием дестабилизирующим, предпатологическим, ограничивающим функциональный резерв организма, увеличивающим риск дезинтеграции психической деятельности и стойких соматовегетативных дисфункций.
Преодоление подобных состояний, возвращение в зону оптимального функционирования, предполагает использование спортсменом определенных способов и средств, направленных на оптимизацию его психологических и физических состояний. Опираясь на концепцию преодоления стрессовых состояний Лазаруса и других авторов, можно предложить следующую классификацию путей преодоления спортсменом негативных состояний, развивающихся в результате психотравмирующих воздействий:
Формирование в процессе травмы психологических изменений затрагивает не только глубинные эмоционально-аффективные «слои» психики, но и онтогенетически более поздние, а поэтому – более ранимые когнитивно-идеаторные уровни, мировоззренческие установки, систему мотиваций, т.е. собственно структуру личности, ее адаптационный потенциал – на которых надстроены навыки спортсменов профессионалов. Психическая травма сопровождает спортсмена повышением личностной тревожности, напряженности и конфликтности, нарушением адекватности самооценки, снижением устойчивости к психогенным и иным внешним воздействиям.
Таким образом, психическая травма, особенно возникшая после перенесенной физической травмы (в зависимости от ее степени), представляет собой патологическое состояние ЦНС, формируемое в результате стресса, превысившего адаптационный потенциал спортсмена и искажающая нормальное развитие эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой сферы личности.
Отдаленные исходы реактивных состояний после перенесенной физической травмы можно сгруппировать по трем вариантам:
Изучение условий возникновения и развития, а также поиск эффективных способов борьбы с последствиями травм и различных форм стрессовых состояний является одной из важнейших сфер практического использования психологических знаний, в частности, в спортивной медицине.
В процессе обязательной коррекционной работы, которая должная проводится параллельно реабилитационными мероприятиями в стационаре, необходимо своевременно реагировать на изменения в психологическом состоянии спортсмена. С учетом его личностных особенностей, характера травмы и применяемого лечения подбирать психотерапевтические и психокоррекционные средства воздействия. Особое внимание необходимо уделять психокоррекционной работе со спортсменами в период их реабилитации, сразу после перенесенной физической травмы.