Психологическая травма в спорте — Психолог Павел Пономарев

Психологическая травма в спорте

Современный спорт в силу своей специфики, постоянным ростом общественной значимости характеризуется как деятельность, осуществляемая преимущественно в условиях ярко выраженного стресса. Что может приводить к возникновению особых негативных состояний, полноценное преодоление которых возможно лишь при оказании профессиональной психологической помощи. Поэтому спортивная деятельность создает плодотворную почву для развития различных форм стрессовых состояний, наиболее тяжелые из которых осуществляют сильное негативное влияние на общее состояние спортсмена, существенно ухудшая результаты его профессиональной деятельности.

Психологическая помощь для преодоления стрессовых состояний может осуществляться лишь на основании четких представлений об особенностях их возникновения и развития.  Очевидной представляется необходимость, детального изучения специфических характеристик переживания психики спортсмена в ситуации спортивной травмы.

Понятие психической травмы в спортивной деятельности до сих пор не сформулировано достаточно четко. Часто ее рассматривают по аналогии с травмой физической. В результате психологической травмы, повреждаются базовая структура личности (аффективные и когнитивные компоненты), видоизменяется общая картина мира, образ своего «Я».

В процессе своей спортивной деятельности спортсмен-профессионал, сталкивается с тремя типами ситуаций, которые можно расценить как психотравмирующие:

  1. Физическая травма, полученная, как на соревнованиях, так и за их пределами, следствием которой может быть прекращение соревновательной и тренировочной деятельности (роста спортивных результатов), а иногда даже уход из спорта.
  2. Психологическая травма как результат взаимодействия с окружающими спортсмена людьми (например, конфликт с тренером (что предполагает изменение отношения и статуса спортсмена (практикуются недопуски к игре, несправедливое исключение из состава команды и др.), несправедливая судейская оценка, агрессивное поведение соперников, конфликт с членом своей команды и т.д.).
  3. «Личная» психологическая травма, переживаемая как внутриличностный конфликт или кризис, не связанный с окружением (личная неудача в спортивной деятельности, психологическое выгорание, перенапряжение вследствие длительных тренировок «перетренированность»). Результатом психотравмирующих воздействий такого рода является развитие особого негативного психического состояния, пребывая в котором спортсмен балансирует на грани, отделяющей крайние варианты нормы от патологических реакций.
  4. Смешанная травма. Имеется несколько причин для формирования негативного психологического состояния. Например, физическая травма может накладываться на внутриличностный конфликт.

Рассмотрим возможные психологические последствия, которые могут произойти после перенесенной спортсменом травмы (после окончания амбулаторного лечения):

  1. Изменения в аффективной сфере. Нарушения эмоциональной сферы могут проявляться в эмоциональном «отупении», подавленности, раздражительности, мрачности, неспособности испытывать радость и физический подъем. У травмированного спортсмена может возникнуть ощущение беспомощности, незнания что делать. Обостряются внутриличностные конфликты и кризисы. В некоторых случаях появляется чувство стыда и вины за недостижимый из-за травмы результат, например командой. Повышается тревожность, как на психологическом уровне – в постоянном беспокойстве, страхах, неуверенность в себе, так и на физиологическом уровне – мышечное напряжение, головные боли, расстройство пищеварения.
  2. Изменение в когнитивной сфере. Может ухудшиться память, снизиться концентрация внимания. Возникнуть навязчивое повторное переживание травмы, неконтролируемые вторжения мыслей о травме. Такие воспоминания могут быть как во сне, так и во время бодрствующего состояния (т.е. как на сознательном, так и на неосознанных уровнях). У спортсмена, пережившего травму, может появиться противоречивость, конфликтность ценностей, нравственных норм, его идеалов, основных убеждений о себе, о мире, других людях. Именно здесь может быть выработана новая стратегия и тактика поведения на соревнованиях. У травмированного спортсмена меняется самооценка, в сторону снижения своего «Я».
  3. Изменение в поведении. Наблюдается алогичность и непоследовательность поступков, непредсказуемость поведения, излишняя расторможенность, немотивированная бдительность (поиск опасных ситуаций в соревнованиях, с тенденцией ухода от любых столкновений). Вместе с этим может появиться агрессивность, раздражительность, которая выражается в приступах ярости. В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов пострадавшие могут злоупотреблять наркотическими, лекарственными препаратами или алкоголем. Может возникнуть нарушение сна. Иногда можно наблюдать повторную травму ранее травмированного органа.

Конечно, такие последствия травмы, преследуют не каждого спортсмена и в зависимости от силы личности и силы воли они могут быть подавлены атлетом, но благодаря стрессовому механизму закрепляется памятный след (а функция памяти заключается в отражении и хранении информации) новых эмоционально-поведенческих навыков и стереотипов, первостепенно значимых для сохранения жизни. Повседневный стресс, который окружает спортсмена, в то же время является состоянием дестабилизирующим, предпатологическим, ограничивающим функциональный резерв организма, увеличивающим риск дезинтеграции психической деятельности и стойких соматовегетативных дисфункций.

 

 

Преодоление подобных состояний, возвращение в зону оптимального функционирования, предполагает использование спортсменом определенных способов и средств, направленных на оптимизацию его психологических и физических состояний. Опираясь на концепцию преодоления стрессовых состояний Лазаруса и других авторов, можно предложить следующую классификацию путей преодоления спортсменом негативных состояний, развивающихся в результате психотравмирующих воздействий:

  1. Непосредственная двигательная реакция — реальное поведение, направленное на изменение взаимоотношений человека с окружающей его средой. Формами такой реакции могут быть: подготовка к защите от вредных воздействий; агрессия; избегание — пассивность, депрессия.
  2. Достижение временного облегчения — смягчение страданий, связанных с переживанием стресса и уменьшение психофизиологических воздействий. Формы такого реагирования: симптоматическая — алкоголь, транквилизаторы, мышечная релаксация, массаж и другие методы, направленные на улучшение физического состояния человека; интрапсихическая форма реагирования — применение психологических защитных механизмов: перемещение активности в новое русло, вытеснение, интеллектуализация и др.

 

 

 

Формирование в процессе травмы психологических изменений затрагивает не только глубинные эмоционально-аффективные «слои» психики, но и онтогенетически более поздние, а поэтому – более ранимые когнитивно-идеаторные уровни, мировоззренческие установки, систему мотиваций, т.е. собственно структуру личности, ее адаптационный потенциал – на которых надстроены навыки спортсменов профессионалов. Психическая травма сопровождает спортсмена повышением личностной тревожности, напряженности и конфликтности, нарушением адекватности самооценки, снижением устойчивости к психогенным и иным внешним воздействиям.

Таким образом, психическая травма, особенно возникшая после перенесенной физической травмы (в зависимости от ее степени), представляет собой патологическое состояние ЦНС, формируемое в результате стресса, превысившего адаптационный потенциал спортсмена и искажающая нормальное развитие эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой сферы личности.

Отдаленные исходы реактивных состояний после перенесенной физической травмы можно сгруппировать по трем вариантам:

  • повышение адаптивности личности (вырабатывается когнитивная стратегия, охраняющая атлета от травм в будущем);
  • отсутствие долгосрочных психологических последствий;
  • развитие стойкой социально-психологической дезадаптации (в плане посттравматических стрессовых расстройств).

Изучение условий возникновения и развития, а также поиск эффективных способов борьбы с последствиями травм и различных форм стрессовых состояний является одной из важнейших сфер практического использования психологических знаний, в частности, в спортивной медицине.

В процессе обязательной коррекционной работы, которая должная проводится параллельно реабилитационными мероприятиями в стационаре, необходимо своевременно реагировать на изменения в психологическом состоянии спортсмена. С учетом его личностных особенностей, характера травмы и применяемого лечения подбирать психотерапевтические и психокоррекционные средства воздействия. Особое внимание необходимо уделять психокоррекционной работе со спортсменами в период их реабилитации, сразу после перенесенной физической травмы.