Проблема профессиональной трансформации игрока в тренера (на примере игровых видов спорта) — Психолог Павел Пономарев

Проблема профессиональной трансформации игрока в тренера (на примере игровых видов спорта)

Проблема профессиональной трансформации игрока в тренера (на примере игровых видов спорта)

Работа тренера состоит в том, чтобы заставить вас делать то,

что вы никогда не хотели делать, для того чтобы вы стали тем,

кем всегда хотели быть

Том Лэндри

 

Спортивная деятельность в основе своей содержит множество проблем, касающихся раскрытия личностного потенциала человека. Во многом спорт способствует самореализации человека, росту его личности. На сегодняшний день в научно-популярной литературе недостаточно освещен вопрос реабилитации после спорта. Как и где после окончания спортивной карьеры сможет работать бывший атлет, чтобы реализовать свои человеческие способности, сделав доступным обществу свои таланты? Одним из решений это проблемы может быть найдено, если бывший спортсмен, обретет новую профессиональную идентичность, став тренером. В этой статье я хотел бы обобщить собственный опыт психологического консультирования тренеров, направленный на адаптацию к новой профессии и развитию профессиональных коммуникативных навыков, которое проводится в рамках программы «Психотехнологии успешного тренера».

В профессии тренера и игрока, есть общее – выбранный вид спорта, и все, что с ним связано. Но есть отличное, что качественно по иному соотносит одну деятельность по отношению к другой. Здесь хотелось бы обозначить разницу в данных профессиях. Первый блок отличий лежит в коммуникативных навыках тренера. Если игроку можно вообще ничего не говорить в процессе игры (за него говорят его действия на игровом поле), то работа тренера представлена постоянным общением со спортсменом. Можно сказать, что тренер это разговор, через который он материализует свои замыслы, достигает целей. Слушая, как и что говорит тренер, игроки команды готовят себя к высоким нагрузкам, психологически настраиваются, продвигаются к поставленным целям. Для того, чтобы тебя слушали тренер должен уметь выстраивать отношения, но когда он был игроком, то ждал, когда это сделает его тренер, а теперь должен сам «вести» игрока, грамотно установив хорошие отношения, собрав максимальное количество информации о нем. Значит, тренер должен уметь за короткие сроки понять своего подопечного, узнать его личностные особенности, склонности, мотивы, возможно скрытые желания, все то чем он живет, что сказывается на его отношению к спорту. Таким образом, общаясь, тренер должен уметь проводить психодиагностику игрока, которая поможет ему в работе и убережет от многих ошибок в работе.

Разговор тренера обязательно включает обратную связь об игровом опыте спортсмена, оценку его действий или бездействий. Именно за счет обратной связи, поддерживаются и развиваются навыки игроков. Виртуозность во владении речью, словом позволит тренеру грамотно управлять развитием команды, достигать высокого результата. Часто трудности у начинающих тренеров возникают из-за неразвитости языкового аппарата, низкого словарного запаса, неумения пользоваться все палитрой языковых значений слова. Поэтому в своей работе, я практикую тренинги, направленные на формирование обозначенных способностей, для развития речевого аппарата.

            Одна из проблем начинающего тренера состоит в завоевании авторитета в новой профессии, особенно в команде мастеров. Нередко тренер, стакиваясь с такой проблемой, решает ее путем начала работы в ДЮСШ, где постепенно обретает мастерство и авторитет, и через какое-то время возвращается в профессиональный клуб. Такой путь требует много времени. Если времени мало, то будет полезна работа, связанная с выявлением и развитием лидерских качеств и индивидуальности тренера. В обретении собственной харизмы поможет практика изучение опыта легендарных тренеров, что достигается путем моделирование их способностей и встраивание этих навыков в собственную деятельность. Такая работа проводится в условиях стресса, ведь если спортсмен имеет имя, то пробуя себя в новой деятельности тренера, он постоянно соприкасается с негативными отзывами о своих действиях, как со стороны других тренеров, так и со стороны спортсменов. В обстановке постоянного стресса, ведущего к срывам, хорошим подспорьем становится психологическая поддержка, направленная на снятие излишней напряженности.

Эффективность общения тренера зависит от того состояния, в котором находится игрок, для успешной деятельности в этом направлении очень существенны такие навыки как эмпатия, т.е. сопереживание процессам, происходящем внутри другого человека. Такой навык нарабатывается не сразу, основой его формирования является интерес к другому человеку и открытость к новому опыту. Интересуясь жизнью игрока, его семьей, близким окружением, мотивами поступков, тренер постепенно устанавливает с ним прочную эмоциональную связь, развивает свой навык эмпатии. Установленный контакт, на основе эмпании, позволит тренеру управлять игроками путем, управления собственным психо-эмоциональным состоянием. Этот навык тренер использует в зависимости от текущей ситуации, например, он руководит подъемом командного духа в момент выступления или когда, нужно успокоить игроков, стремится быть спокойным.

Мышление тренера требует гибкости, взвешенной оценки действий игрока, это уберегает педагога от импульсивных реакций. Часто начинающий тренер мыслит чужими стереотипами, перемешенными с педагогическими стратегиями. Стереотипы становятся розовыми очками, фильтрами которые подчас мешают вхождению в профессию. Как известно, учить легче, чем переучивать, и если тренер усвоит неправильные формы и методы педагогической работы, взятые у более опытных товарищей по цеху, это может отбросить его назад на долгие годы, не позволив выразить собственный талант педагога, свою уникальность.

Одним из важных навыков работы в игровых командных видах является формирование и управление спортивным коллективом. В психологии существует термин групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности команды, этапы ее образования, функционирования, развития, стагнации, регресса и распада. К процессам групповой динамики принято относить:

  • руководство и лидерство;
  • принятие групповых решений;
  • нормообразование (выработка групповых мнений, правил и ценностей);
  • формирование функциональноролевой структуры группы;
  • сплочение;
  • конфликты;
  • групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.

Все эти процессы, фиксируют и обеспечивают психологические и игровые изменения, происходящие в команде. Эти знания, помогут тренеру ответить на вопрос — каким образом он может сформировать команду, которая может достигать максимального результата? Во многом ответ на этот вопрос лежит в различных методах формирования командной сплоченности. Навыки, позволяющие использовать групповую динамику ключевая способность тренера в командных видах спорта.

Особого упоминания требует работа, помогающая управлять конфликтом в команде. Понятие конфликта, его роль в тренировочном процессе, обнаружение и прерывание негативных групповых процессов в команде эти навыки должны присутствовать в навыках любого тренера. Без конфликта нет результата. Многие начинающие тренеры боятся идти на конфликт с игроком, сохраняя хорошие отношения, но при этом делая своим подопечным медвежью услугу. Ведь, не выразив здоровую спортивную злость, спортсмен будет пасовать перед своим соперником.

Планирование деятельности команды на текущий сезон один из ключевых когнитивных навыков тренера. Иногда полагаясь на фантастические планы руководства клубом, тренер принимает абсолютно нереальные цели. Приведу пример, руководство команды дубля профессионального клуба ставит перед начинающим тренером две цели с одной стороны занять определенную строчку в турнирной таблице, а с другой подготовить 2-4 игроков для команды основного состава. При ближайшем рассмотрении этих целей, становится непонятно на каких аспектах тренировочного процесса нужно концентрироваться больше, как расставить приоритеты. Причем, чем выше, обозначенное место в турнирной таблице, тем глубже противоречие между этими целями. В приведенном примере, для решения этой диллемы тренер очень хорошо должен лавировать между интересами менеджмента и реальностью, тем, что он в действительности за данное время, с конкретными людьми может достичь. Поэтому здесь ему пригодятся навыки переговорщика и политика, он должен очень умело выстроить правильные взаимоотношения с руководством клуба и поставить реальную цель, которая зависит от него, и которую можно достичь. В ситуации непосредственного разговора с игроками, также важно уметь ставить реальные и достижимые цели.

Достаточно нередко в спортивных организациях роль тренера включает в себя управленческую деятельность для решения организационных вопросов, а не собственно педагогическую, требующую развития соответствующих способностей. На авансцену современного спорта выходит тренер-многостаночник, в обязанности которого входит обеспечение деятельности команды. Иногда, начинающий тренер стремится решать организационные проблемы, за счет тренировочного процесса. Происходит кризис идентичности, связанный с размытостью собственной цели тренера, недостаточно обозначенной, а значит труднодостижимой. Поэтому, в своей работе я уделяю много времени фиксации цели самого тренера, что позволяет избежать ненужных разочарований и стресса в работе.

Итак, проблема профессиональной трансформации тренера достаточно сложна, имеет множество аспектов. Невозможно в короткой статье обозначить проблемы и их решения. Спортсмен, окончивший заниматься профессионально спортом и желающий стать тренером, за какое-то время должен стать хорошим коммуникатором, человеком, организующим по средствам своего разговора деятельность других людей. Этой статьей я хотел бы начать дискуссию с тренерами или спортсменами, желающими попробовать себя на этом поприще, по обозначенной мной проблеме. Буду рад любым отзывам.

 

Павел Пономарев www.pavelp.ru