Методика процессуальных вопросов — средство, влияющее на мотивациинно-ценностную сферу баскетболистов — Психолог Павел Пономарев

Методика процессуальных вопросов — средство, влияющее на мотивациинно-ценностную сферу баскетболистов

Методика процессуальных вопросов — средство, влияющее на мотивациинно-ценностную сферу баскетболистов

Проблема взаимодействия тренера и баскетболистов в процессе подготовки имеют важное значение. В течение нескольких лет на кафедре теории и методики спортивных игр ведутся исследования направленные на разработку методов воздействия тренера на баскетболистов. В качестве одного из таких подходов нами была разработана и апробирована методика процессуальных вопросов (МПВ).

МПВ разрабатывалась как модель коммуникации тренер-спортсмен, которая может повысить мотивированность у баскетболистов. В процессе разработки методики «процессуальных» вопросов (МПВ) к ней предъявлялись требования:

  • возможность использования тренером в тренировочном процессе;
  • выявление ведущих мотивов и ценностей спортсмена в спортивной деятельности;
  • влияние на рост спортсмена как личности и профессионала.

МПВ – представляет собой процедуру взаимодействия тренера и спортсмена. Тренер путем направленного речевого воздействия организует качественно новый тип общения, целью которого является создание мотивации у спортсменов.  Тренер для создания мотивации помогает ставить цели спортсмену, формулирует ряд процессуальных вопросов. Вопросы, используемые в методе, названы процессуальными в силу того, что они предназначены для запуска мыслительных процессов спортсмена в нужном для тренера направлении. В процессе ответа на эти вопросы спортсмен «прогоняет» через свое сознание ряд ключевых моментов, связанных с целью, таких как мотивы, препятствия по ее достижению, возможные последствия и др. Это способствует формированию когнитивной карты, направленной на результат, а также создание внутреннего мотива, выступающего условием достижения этого результата. Отвечая на вопросы тренера, спортсмен формирует у себя систему убеждений, необходимых и достаточных для достижения своей цели. Руководствуясь целевой теорией мотивации Э.Локе (1968) можно предположить, что чем четче и яснее спортсмен будет ставить перед собой задачу, которая не противоречит задачам тренера и брать за нее ответственность, тем продуктивнее, будет его спортивная деятельность.

Тренер может зафиксировать ответы баскетболиста, а затем использовать их в своей деятельности.

В процессе постановки цели у спортсмена внешне выраженная, пропущенная через сознание  цель, становится его внутренним мотивом, который управляет им  в спортивной деятельности и определяет ее стабильность. Отвечая на вопросы тренера игрок сознательно через какое-то время переводит, используя психический механизм вытеснения, на бессознательный уровень сделанную им самим когнитивную программу достижения цели.

Вопросы МПВ и их характеристика представлены следующим образом:

  1. Что ты хочешь достичь в текущем сезоне?

Перед тем как задать вопрос тренер говорит о задачах подготовки, которые поставлены перед ним и спортсменом. Затем следуют вопросы, в которых тренер фиксирует цель, которую хочет и может достичь спортсмен. Происходит частичное делегирование ответственности за результат с тренера на спортсмена. Слушая ответы, тренер может корректировать и то, что он слышит, и собственно цель, которую он ставит перед спортсменом.

  1. Почему для тебя важна данная цель? Во что ты веришь, когда ставишь данную цель?

               Набор данных вопросов позволяет выявлять ценности, установки и убеждения, которые будут поддерживать поведение при реализации этой цели. Тренеру необходимо зафиксировать набор ценностей (их может быть несколько, и они могут иметь иерархическое строение), которые он выявит у спортсмена и активно его использовать в тренировочном и соревновательном процессе. Если цель является долгосрочной, то необходимо возвращаться к данным вопросам в течение всего периода и отслеживать изменение ценностей или изменение в иерархической структуре ценностей.

  1. Когда ты достигнешь своей цели, что ты будешь видеть, слышать, чувствовать?

Данный вопрос является неосознаваемым внушением. По сути, здесь постулируется, что спортсмен достигнет цели – сам ответ спортсмена является согласием с этим. Происходит описание опыта, который должен произойти во всех сенсорных системах. Спортсмен кодирует будущие достижения, которые еще не произошли, и одновременно он соглашается с тем, что они произойдут на неосознанном уровне.

  1. Как желаемый тобой результат повлияет на тебя, твою семью, твое окружение и другие контексты?

Этим вопросом тренер выявляет побочные эффекты, которые могут быть негативными и которые можно устранить. Идет выяснение дополнительных мотивов, как сознательных, так и неосознаваемых (на данный момент), которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на деятельность спортсмена. Важно добиться того, чтобы цель была согласована с различными контекстами и другими социальными системами, с которыми взаимодействует спортсмен:  его семья, друзья и другие. Важно, чтобы достижение цели не имело негативных последствий. Здесь тренер учитывает возможные факторы, которые могут влиять на неудовлетворенность в деятельности.

  1. Что тебе понадобиться для достижения цели?

Тренер запускает мышление, направленное на сознательный (ответ который он даст сразу) и неосознанный (процесс, который будет продолжаться, после данной беседы) поиск того, что спортсмену необходимо для достижения цели.

  1. Что может препятствовать достижению данной цели? Что ты можешь сделать для их преодоления? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе их преодолеть?

В этих вопросах исследуются возможные препятствия, которые могут возникнуть на пути к достижению этой цели. Создается договор между тренером и спортсменом о разграничении действий, каждый берет на себя часть ответственности за свой собственный результат.

  1. Что конкретно по шагам ты будешь делать? (желательно указать время выполнение каждого шага)

Отвечая на этот вопрос, спортсмен занимается планированием своей текущей деятельности. Делит общую цель на подцели, занимается расстановкой приоритетов. Происходит так называемый процесс «раскадровки» цели.

  1. С чего ты начнешь в первую очередь? Когда ты сделаешь первый шаг?

Всю сделанную когнитивную программу действий спортсмен привязывает к конкретному «первому шагу», чтобы можно было с чего-то начинать.

 

 

Организация и результаты исследования

Педагогический эксперимент как метод исследования, использовался с целью выяснения степени влияния методики МПВ, при ее использовании тренером в процессе работы с женской баскетбольной командой Суперлиги РФБ «Динамо» Москва в сезоне 2003-2004гг.

Задача проведенного эксперимента — проверка эффективности МПВ, как метода психолого-педагогического воздействия тренера на баскетболисток.

Педагогический эксперимент проходил в течение шести месяцев. Эксперимент проводился в четыре этапа:

  1. Этап — исходная психологическая диагностика индивидуальных характеристик баскетболисток.
  2. Этап — обучение тренера методике МПВ.
  3. Этап — психолого-педагогическое воздействие тренера в условиях тренировочного процесса по методу МПВ на баскетболисток.
  4. Этап — повторная психологическая диагностика индивидуальных характеристик.

 

Полученные результаты выглядят следующим образом:

Влияние МПВ на характер баскетболистов

С помощью методики опросника К.Леонгарда – Г.Шмишека (1970) были исследованы акцентуации характеров у баскетболисток. Выявлены следующие типы акцентуаций характера: демонстративная, невротическая, гипертимическая, аффективно-экзальтированная, эмотивная, циклотимическая. Обработка результатов для исследуемых спортсменок не выявило статистически значимых изменений, которые вызывает МПВ в характере баскетболистов.

Влияние МПВ на мотивацию баскетболистов

Анализ результатов опроса баскетболисток по методике Шаболтас «мотивы занятия спортом» (1996), представлены в таблице 1.

  Таблица 1

 

Влияние МПВ на мотивы баскетболисток, (%)           

                               

 

 

Вид мотива

Выраженность

1 этап

Выраженность

4 этап

1 эмоционального удовольствия (ЭУ) 8,6 9,6
2 социального самоутверждения (СС) 14,3 12,6
3 физического самоутверждения (ФС) 5,7 17,4
4 социально-моральный мотив (СМ) 15,7 13,5
5 достижения успеха в спорте (ДУ) 21,5 23,6
6 спортивно-познавательный мотив (СП) 7,1 9,2
7 рационально-волевой мотив (РВ) 1,5 5,5
8 подготовки к профессиональной деятельности (ПД)  

4,3

 

2,1

9 гражданско-патриотический мотив (ГП) 10 2,9
10 социально-эмоциональный мотив (СЭ) 11,3 3,6

 

Выявлены качественные повышение значимости мотива физического самоутверждения соответственно с 5,7% до 17,4%. По окончанию эксперимента повысилась значимость рационально-волевого мотива с 1,5% до 5,5%. Имело место снижение гражданско-патриотического мотива с 10% по 2,9% и социально-эмоционального мотива с 11,3% до 3,6%.

 

Сравнительный анализ результатов исследования мотивации спортсменок к избеганию неудач и к успеху по тестам Т.Элерса представлены в процентах к общему числу членов команды в таблице  2.

Таблица 2

 

  Показатели мотивации  баскетболисток БК «Динамо», (%)        

 

Уровень

мотивации

Мотивация

неудач

к избеганию

 

Мотивация к успеху
    1 этап 4 этап 1 этап 4 этап
1 Низкий 14,95 25,6  0 0
2 Средний 22,6 38,9 34,73 19,7
3 Высокий 35,9 15,6 42,82 56,6
4 Очень высокий 26,55 20,2 22,45 23,7

 

Анализ данных по тестам Т. Элерса зафиксировал статистически значимые данные в изменении мотивационной сферы. В обследуемой команде по завершению эксперимента имело место увеличение числа спортсменок, которые имеют низкий и средний уровень мотивации к избеганию неудач, а также повышение числа баскетболисток, имеющих высокий уровень мотивации к успеху, т.е. для таких спортсменок характерно, стремление к высокому спортивному результату.

Степень готовности к риску по методике Шуберта выявил статистически значимые различия по средним значениям показатели степени риска в сторону увеличения данного показателя. Отметим, что игроки, обладающие средним уровнем склонности к риску, демонстрируют более стабильный уровень нервно-психической напряженности и устойчивости в игре.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что фиксация ответов на вопросы, задаваемые тренером по методике МПВ, оказывает положительное воздействие на ценностную, целевую и мотивационную сферы психики баскетболисток.

Экспертные оценки эффективности МПВ тренерами БК «Динамо» Москва

Проведенные в конце эксперимента интервьирование тренерского состава в наблюдаемой баскетбольной команде, позволяет констатировать, что:

  1. МПВ как средство постановки цели способствует сбору информацию о ценностной и мотивационной сфере баскетболисток, которая используется в процессе воздействия на спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности.
  2. Фиксация целей баскетболисток по средствам МПВ позволяет устанавливать более доверительные отношения с баскетболистками различной квалификации и стажа.
  3. После применения МПВ тренеры отмечают рост соревновательной активности у баскетболисток с небольшим стажем выступления.
  4. Тренерами отмечалась роль МПВ как средства коррекции ценностной сферы баскетболисток.

 

Представленная часть исследований не исчерпывает проблему воздействия тренера на баскетболистов. В последующем будут изучены и другие методы.