Психологическая травма в спорте. Влияние психологической травмы на спортивную деятельность. — Психолог Павел Пономарев

Психологическая травма в спорте. Влияние психологической травмы на спортивную деятельность.

Психологическая травма в спорте. Влияние психологической травмы на спортивную деятельность.

Современный спорт в силу своей специфики и в связи с постоянным ростом его общественной значимости характеризуется как деятельность, осуществляемая преимущественно в условиях ярко выраженного стресса, его переживание может приводить к возникновению особых негативных состояний, полноценное преодоление которых возможно лишь при оказании профессиональной психологической поддержки. Экстремальность спортивной деятельности, создает плодотворную почву для развития различных форм стрессовых состояний, наиболее тяжелые из которых осуществляют сильное негативное влияние на общее состояние спортсмена, существенно ухудшая результаты его профессиональной деятельности.

Психологическая помощь для преодоления тяжелых форм стрессовых состояний может осуществляться лишь на основании четких представлений об особенностях их возникновения и развития, очевидной представляется необходимость, детального изучения специфических характеристик переживания психики спортсмена в ситуации спортивной травмы.

Понятие психической травмы до сих пор не сформулировано достаточно четко, поэтому ее часто рассматривают по аналогии с травмой физической. В результате психологической травмы, повреждаются базовая структура личности и аффективные и когнитивные системы на всех уровнях, начиная с физиологических и заканчивая общей картиной мира и образом своего «Я».

В процессе своей спортивной деятельности спортсмен-профессионал, сталкивается с тремя типами ситуаций, которые можно расценить как психотравмирующие:

  1. Физическая травма, полученная, как на соревнованиях, так и за их пределами, следствием которой может быть прекращение роста спортивных результатов или вынужденный уход из спорта.
  2. Психологическая травма как результат взаимодействия с окружающими спортсмена людьми (например, конфликт с тренером, недопуски к игре, несправедливое исключение из состава команды, несправедливая судейская оценка, агрессивное поведение соперников и т.д.).
  3. «Личная» психологическая травма, переживаемая как внутриличностный конфликт или кризис, не связанный с окружением (личная неудача во время игры (выступления), ожидание ответственного выступления, перенапряжение вследствие длительных тренировок «перетренированность»). Результатом психотравмирующих воздействий такого рода является развитие особого негативного психического состояния, пребывая в котором спортсмен балансирует на грани, отделяющей крайние варианты нормы от патологических реакций.

Преодоление подобных состояний, возвращение в зону оптимального функционирования предполагает использование спортсменом определенных способов и средств, направленных на оптимизацию его психологических и физических состояний. Опираясь на концепцию преодоления стрессовых состояний Лазаруса и других авторов, можно предложить следующую классификацию путей преодоления спортсменом негативных состояний, развивающихся в результате психотравмирующих воздействий:

  1. Непосредственная двигательная реакция — реальное поведение, направленное на изменение взаимоотношений человека с окружающей его средой. Формами такой реакции могут быть: подготовка к защите от вредных воздействий; агрессия; избегание — пассивность, депрессия.
  2. Достижение временного облегчения — смягчение страданий, связанных с переживанием стресса и уменьшение психофизиологических воздействий. Формы такого реагирования: симптоматическая — алкоголь, транквилизаторы, мышечная релаксация, массаж и другие методы, направленные на улучшение физического состояния человека; интрапсихическая форма реагирования — применение психологических защитных механизмов: перемещение активности в новое русло, вытеснение, интеллектуализация и др.

Рассмотрим возможные психологические последствия, которые могут произойти после перенесенной спортсменом травмы (после окончания амбулаторного лечения):

  1. Изменения в аффективной сфере. Нарушения эмоциональной сферы могут проявляться в эмоциональном «отупении», подавленности, раздражительности, мрачности, неспособности испытывать радость, любовь, творческий и физический подъем. У травмированного спортсмена может возникнуть ощущение беспомощности, незнания что делать. Обостриться внутриличностные конфликты и кризисы. Проявиться чувство стыда и вины за недостижимый из-за травмы результат, например командой. Повышается тревожность, как на психологическом уровне – в постоянном беспокойстве, страхах, неуверенность в себе, так и на физиологическом уровне – мышечные и головные боли, расстройство пищеварения.
  2. Изменение в когнитивной сфере. Может ухудшиться память, снизиться концентрация внимания. Возникнуть навязчивое повторное переживание травмы, неконтролируемые вторжения мыслей о травме. Такие воспоминания могут быть как во сне, так и во время бодрствующего состояния (т.е. как на сознательном, так и на неосознанных уровнях). У спортсмена, пережившего травму, может появиться противоречивость, конфликтность ценностей, нравственных норм, его идеалов, основных убеждений о себе, о мире, других людях. Именно здесь может быть выработана новая стратегия и тактика поведения на соревнованиях. У травмированного спортсмена меняется самооценка, в сторону снижения своего «Я».
  3. Изменение в поведении. Наблюдается алогичность и непоследовательность поступков, непредсказуемость поведения, излишняя расторможенность, немотивированная бдительность (поиск опасных ситуаций в соревнованиях, с тенденцией ухода от любых столкновений). Вместе с этим может появиться агрессивность, раздражительность, которая выражается в приступах ярости. В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов пострадавшие могут злоупотреблять наркотическими, лекарственными препаратами или алкоголем. Может возникнуть нарушение сна. Иногда можно наблюдать повторную травму ранее травмированного органа.

Конечно, такие последствия травмы, преследуют не каждого спортсмена и в зависимости от силы личности и силы воли они могут быть подавлены атлетом, но благодаря стрессовому механизму закрепляется памятный след (а функция памяти заключается в отражении и хранении информации) новых эмоционально-поведенческих навыков и стереотипов, первостепенно значимых для сохранения жизни. Повседневный стресс, который окружает спортсмена, в то же время является состоянием дестабилизирующим, предпатологическим, ограничивающим функциональный резерв организма, увеличивающим риск дезинтеграции психической деятельности и стойких соматовегетативных дисфункций.

Формирование в процессе травмы психологических изменений затрагивает не только глубинные эмоционально-аффективные «слои» психики, но и онтогенетически более поздние, а поэтому – более ранимые когнитивно-идеаторные уровни, мировоззренческие установки, систему мотиваций, т.е. собственно структуру личности, ее адаптационный потенциал – на которых надстроены навыки спортсменов профессионалов. Психическая травма сопровождает спортсмена повышением личностной тревожности, напряженности и конфликтности, нарушением адекватности самооценки, снижением устойчивости к психогенным и иным внешним воздействиям.

Таким образом, психическая травма, особенно возникшая после перенесенной физической травмы (в зависимости от ее степени), представляет собой патологическое состояние ЦНС, формируемое в результате стресса, превысившего адаптационный потенциал спортсмена и искажающая нормальное развитие эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой сферы личности.

Отдаленные исходы реактивных состояний после перенесенной физической травмы можно сгруппировать по трем вариантам:

  • повышение адаптивности личности(вырабатывается когнитивная стратегия, охраняющая атлета от травм в будущем);
  • отсутствие долгосрочных психологических последствий;
  • развитие стойкой социально-психологической дезадаптации (в плане посттравматических стрессовых расстройств).

Изучение условий возникновения и развития, а также поиск эффективных способов борьбы с последствиями травм и различных форм стрессовых состояний является одной из важнейших сфер практического использования психологических знаний, в частности, в спортивной медицине.

В процессе обязательной коррекционной работы, которая должная проводится параллельно реабилитационными мероприятиями в стационаре, необходимо своевременно реагировать на изменения в психологическом состоянии спортсмена. С учетом его личностных особенностей, характера травмы и применяемого лечения подбирать психотерапевтические и психокоррекционные средства воздействия. Особое внимание необходимо уделять психокоррекционной работе со спортсменами в период их реабилитации, сразу после перенесенной физической травмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы применяемы в процессе реабилитации спортсмена

 

Перечень и краткое описание методов, предлагаемых для решения задачи психологической реабилитации спортсменов-профессионалов, представлен в таблицах №1-3 .

Табл.№1

Диагностические методы применяемые

для реабилитации спортсменов

 

Название метода Назначение метода Порядок применения

 

 

1.

Метод «Омега»

 

медико-биологическое обследование основных функциональных систем организма

 

 

в начале реабилитации – для диагностики текущего состояния;

в процессе психотерапевтического работы – для оценки ее эффективности;

в рамках оценки влияния психорегуляции и иных методов направленных на восстановления работоспособности

 2 Тест

К.Леонгарда-Шмишека

определение типологических свойств личности в начале реабилитации с целью подбора оптимальной методики воздействия;
3 Тест

Элерса

определяет доминирующий тип мотивации в начале реабилитации и в конце (для определения эффективности воздействия)
 

4

 

Тест

Люшера

позволяет оценить психологическое состояние личности на момент проведения исследования, а также дает подтверждающую и дополнительную информацию для предыдущих тестов  в начале реабилитации с целью подбора оптимальной методики воздействия;

в заключительном цикле для оценки позитивных сдвигов в состоянии спортсмена

5 Тест

Мюстерберга

выявляет коэффициент избирательности внимания – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте.

 

в начале реабилитации  и

на заключительном цикле для оценки позитивных сдвигов в состоянии спортсмена

 

6

Тест

Г.Айзенка

определяет тип темперамента, то есть те индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют динамику поведения человека, проявляющуюся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций в начале реабилитации с целью подбора оптимальной методики воздействия
 

7

Патохарактерологический диагностический

опросник

А.Е.Личко

методика определения акцентуаций характера в начале реабилитации с целью подбора оптимальной методики воздействия
8 Тест

Шуберта

методика диагностики степени готовности к риску в начале реабилитации  и

на заключительном цикле для оценки позитивных сдвигов в состоянии спортсмена

 

Перечень диагностических методов используемых для целей реабилитации, перечисленный в таблице №1, является не исчерпывающим. По ходу работы могут быть применены другие средства, которые помогают свидетельствовать об изменении в аффективной, когнитивной и поведенческих структурах личности спортсменов, а также дополнительный набор медико-биологических средств, направленных на констатацию изменений в физиологическом состояния спортсменов.

Табл.№2

Психотерапевтические методы применяемые

для реабилитации спортсменов

 

Психотерапевтические направления и методические подходы Назначение метода Порядок применения

 

1. Нейро-лингвистическое программирование (методы визуально-кинестетическая диссоциация, логические уровния и др.) Снятие тревожности и страхов Применяется после проведения психодиагностики индивидуально, в зависимости от типологии личности
 

2

 

Гипнотерапия

Снижение уровня тревожности, обучение техникам психорегуляции Применятся после проведения психодиагностики и техники визуально-кенетической диссоциации, индивидуально, в зависимости от типологии личности
 

3

 

Когнитивная психотерапия

Выработка нового представления о себе, стратегии поведении на спортивной площадке сразу после оставления стационара После проведения психодиагностики, на всем протяжении реабилитации
 

4

 

 

Поведенческая психотерапия

 

Устранение страхов

 

Применяется после проведения психодиагностики, ндивидуально, в зависимости от типа личности

 

5

 

Системно-стратегическая психотерапия

 

Выработка системного описательного подхода в отношении методов и средств реабилитации

 

На начальном этапе, сразу после психодиагностики и диагностики функциональных систем организма спортсмена

 

Табл.№3

Психологические методы  восстановления

и подготовки

Название метода

Сущность метода

Порядок

применения

 

 

1.

 

Аутогенная тренировка (регуляция психических состояний)

состоит из двух ступеней: первая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоение; вторая предполагает переход человека в особое состояние — надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств После проведения психодиагностики, подбирается индивидуально после анализа особенностей спортсмена
 2 Психорегулирующая тренировка (регуляция психических состояний) вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом После проведения психодиагностики, подбирается индивидуально после анализа особенностей спортсмена
 

3

 

Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний)

направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений После проведения психодиагностики, подбирается индивидуально после анализа особенностей спортсмена
 

4

 

 

Психическая саморегуляция

воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов. Используется для снятия чувства тревоги, страха перед предстоящим соревнованием в психической саморегуляции используют два направления – самоубеждение и самовнушение
 

5

Самовнушенный

сон

спортсмена  учат погружать себя на определенное время в сон и самостоятельно выходить из него отдохнувшим. Длительность  от 20 до 40 мин После проведения психодиагностики, подбирается индивидуально после анализа особенностей спортсмена
 

6

 

Музыка и цветомузыка

спортсмену индивидуально подбирают музыку восстановления

 

После проведения психодиагностики, подбирается индивидуально после анализа особенностей спортсмена
 

7

 

Идеомоторная тренировка

 

 

проигрывается соревновательный или тренировочный процесс

После проведения психодиагностики, подбирается индивидуально после анализа особенностей спортсмена
8 Видеоидеомоторный тренинг

(требует специальной аппаратуры)

На телевизионном экране проигрывается соревновательная ситуация, специальные средства помогают спортсмену ассоциироваться в соревновательном пространстве и тренироваться После проведения психодиагностики, подбирается индивидуально после анализа особенностей спортсмена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология психологической реабилитации спортсменов после травмы

 

Действительное осознание истоков проблемы, которая может возникнуть после перенесенной спортсменом травмы, готовность человека сделать шаг навстречу себе самому делает возможным формирование новых интересов, приоритетов, жизненных ценностей после травмы является основным залог успеха психологической реабилитации.

Программа реабилитации направлена на преодоление психологических трудностей, связанна с коррекцией и развитием целостной личности спортсмена. Продолжительность прохождения клиентом программы – 5-10 терапевтических сессий.

Принципы работы:

  1. Личностно-ориентированный подход.
  2. Интегративная модель психотерапии, в основе которой используется различные ее виды.
  3. Вовлечение значимых, для спортсмена людей (лечащий врач, тренер команды, врач команды и др.) в работу связанной с реабилитацией после травмы.
  4. Установление партнерских отношений между участниками программы.
  5. Использование творческого самовыражения как основы формирования зрелой личности на этапе реабилитации.

 

В программе работают:

 

Психолог, врач-травматолог (или врач определенной патологии), врач-диагност и администратор.

 

Структура программы:

  1. Работа с клиентом:

индивидуальная работа психолога (А);

обучающая работа методам и средствам психорегуляции (Б);

динамическая психодиагностика (В);

диагностика состояния основных функциональных систем организма спортсмена(Г).

 

  1. Организационная работа:

проведение клинических конференций, внутренних семинаров, клинических разборов, супервизии, организационных совещаний.

 

Описание составляющих комплексной программы

Динамическая психодиагностика

Проводится для оценки эффективности работы программы, а также своевременного внесения индивидуальных изменений в процессе реабилитации. Является частью работы комплекса на начальном и завершающем этапах взаимодействия со спортсменом в течение года. Средства психологической диагностики представлены в таблице №1.

Кроме того, как диагностические мероприятия используются:

  1. Опросник, заполняемый спортсменом после первой индивидуальной сессии психотерапии.
  2. Опросник, заполняемый в первый и последний сеанс работы в программе.

 

Индивидуальная работа психолога

Основным направлением работы с клиентом является интегративная личностно-ориентированная психотерапия в индивидуальном режиме. Работа с осознанием глубинных механизмов травмы (ее роли в карьере спортсмена), реконструкция сценария эпизода травмы, обучение методам контроля за психоэмоциональными состояниями и другие (см. табл.№2-3). Формирование психологической и социальной зрелости спортсмена.

 

        Общие цели и задачи проекта:

Цель: помощь спортсменам в преодолении психологических негативных последствий травмы.

Ключевая задача — научить переносить полученный позитивный опыт в реальную жизнь, сформировать новый жизненный сценарий стрессовой ситуации спорта.

          

 Режим работы группы:

Индивидуальное консультирование продолжительностью 1- 1,5 часа

 

Критерии отбора спортсмена для работы:

  • предварительное освобождение от физической боли;
  • высокая мотивация (собственное желание) на участие в реабилитации, которая определяется через индивидуальное собеседование и встречу с лицами ответственными за уровень подготовки спортсмена (лечащий врач, тренер, руководство спортивной организации);
  • готовность к долгосрочной программе взаимодействия;

 

Основные задачи:

  • устранение страха выступления;
  • снятие внутреннего напряжения, отреагирование эмоций;
  • создание новых  ценностных установок (например, безопасность игры);
  • раскрытие творческого потенциала спортсмена;
  • работа с самооценкой;
  • раскрытие внутренних резервов;
  • анализ различных форм  и стратегий защиты от травматизма;
  • формирование новой системы взаимоотношений в команде и с окружающими (жизнь после травмы).

 

Профилактика и просветительская работа

 

Основными задачами этих мероприятий являются:

  1. Разъяснение причин возникновения и формирования психологической травмы в спорте.
  2. Разъяснительная работа с тренерским составом, информирование о возможностях психотерапии и психологии, а так же о психогигиене.
  3. Информирование спортивного сообщества о комплексных программах и других направлениях Центра.

 

По мимо основных мероприятий, программа предполагает следующие мероприятия:

  • участие в теле- и радиопередачах, подготовка статей и информационных материалов о работе программы;
  • проведение клинических разборов, конференций, внутренних обучающих семинаров по проблемам реабилитации спортсменов;
  • рефлексия полученного опыта работы программы;
  • создание (с учетом полученного опыта) технологии работы по «Комплексной реабилитации спортсменов».

 

Работа с клиентами:

Проведение поддерживающих мероприятий:

  • осуществление преемственности между клиентами, находящимися на разных этапах реабилитации;
  • формирование потребности в постоянном личностном росте, саморазвитию;
  • психологическая поддержка участникам программы:
  • обращение по возникающим сложным вопросам (не в рамках программы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология, поддерживающая технические способности спортсмена на высоком уровне

По мимо собственно реабилитации в отношении высококвалифицированных спортсменов, важной остается проблема собственно уровня их подготовки к соревнованиям, в которых они в дальнейшем будут принимать участие. Программа поддерживающие способности спортсменов на высоком уровне проводится в три этапа:

  1. Обучение спортсменов методам ментальной тренировки;
  2. Индивидуальное консультирование спортсменов;
  3. Обучение травмированных спортсменов методам управления психо-эмоциональными состояниями.

 

  1. Обучение спортсменов методам ментальной тренировки

 

  Программы ментального тренинга фокусируют ментальную деятельность игрока на облегчении достижения спортсменом пика идеального спортивного выступления. Каждая программа ментального для конкретного спортсмена подбирается с учетом его индивидуальных особенностей, а также тех целей, которое он ставит для овладения теми или иными навыками и применения их в игровой ситуации.

На данном этапе происходит обучение следующим видам ментального тренинга:

  • аутогенная тренировка (АТ)
  • идеомоторная тренировка (ИГ)
  • мысленная репетиция (МР)
  • ментальный имаготренинг (МИ)
  • психотренинг волевого внимания (ПВВ)
  • методы гипноза (МГ)
  • медитационные методы (ММ)
  • ментальный видеотренинг (МВ)
  • макетное моделирование действий (ММД)

 

Помимо обучения навыкам ментального тренинга, первым шагом является проведение собственно ментального тренинга с игроком.

 

 

 

 

  1. Индивидуальное консультирование спортсменов

 

В процессе реализации этой задачи происходит выяснение и корректировка текущих целей спортсменов, и их корректировка с учетом препятствий, которые могут возникнуть в постстрессовом периоде, до полного восстановления после травмы. Активизация процессов мышления, происходящие по ходу консультационной сессии позволяет спортсменам ставить и  достигать  целей в более оптимальном режиме. После индивидуального консультирования проходит беседа с тренером, которая может внести коррективы в тренерскую деятельность по управлению данным спортсменом.

 

  1. Обучение спортсменов методам управления психо-эмоциональными состояниями

 

В процессе консультирования психолог-консультант обучает спортсмена методам релаксации, самогипноза и других психотехнологий, в соответствии с моделью управления психо-эмоциональными состояниями. В плане психической подготовки, которую можно осуществлять в рамках стационара, психорегуляция рассматривается в двух аспектах:

  • как способность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, действиями;
  • как деятельность игрока по использованию средств психорегуляции на тренировках и соревнованиях, способствующих оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей.

Данные методы психорегуляции спортсмены овладевают через тренинг, который проводятся с ними психологом — консультантом. В ходе тренинга происходит формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом своего потенциала, накопленного на тренировках. Это достигается благодаря центрально-мозговым перестройкам, создающим такую интегративную деятельность организма, которая наиболее рационально направляет возможности спортсмена на решение конкретных задач.

Конкретные методики овладения психорегуляцией, включают два этапа:

  1. подготовительный, предусматривающий развитие и совершенствование психических функций, обуславливающих способность к психорегуляции. К таким функциям относятся: концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания; мысленные представления; воображение, включающее воссоздание в сознании образов, ситуаций, явлений; воспроизведение и дифференцирование мышечных усилий.
  2. основной — предполагает развитие умений управлять своим психическим состоянием, используя приемы психорегуляции.