Халат Плюшкина или психология экономии — Психолог Павел Пономарев

Халат Плюшкина или психология экономии

Наиболее актуальной в плане трансформации мышления во время экономического кризиса является практика экономии по отношению к ресурсам и материальным благам. В настоящее время в нашем обществе горячо обсуждаются заявления правительства, касающиеся режима экономии. Плохо или хорошо в России быть экономным? Где та грань между скупостью, связанной с тотальной экономией, разрушающей личность человека и экономическим образом мышления, который присущ населению развитых экономических стран. Данная статья призвана дать субъективный взгляд на психологию экономии, очертить возможные негативные последствия для психики, которые произойдут, если население увлечется философией экономии.

Наша личность сложна и многообразна. Любая черта характера может быть большим счастьем для человека и ограничивать его. Возьмем такой континуум как бережливость (экономичность, расчетливость) и скупость (жадность). З.Фрейд в своей генетической концепции выделил среди прочих анальный характер как тип личности, который в своем развитии зафиксировался на анальной стадии психосексуального развития. Один из его подвидов — анально-удерживающий тип, который характеризуется скупостью, упрямством, запасливостью. В психоанализе говорят не только о типе характера, но и типе невроза, т.к. на лицо ограничения такого человека в социуме.

Литературными иллюстрациями данного характера являются «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Оба эти героя пребывают в социальной изоляции, заслуживая лишь жалость и сострадание.

Скупой относится плохо ко всем, но хуже всего — к самому себе, он не  столько накапливает и сохраняет, сколько бесчестит, бичует, и унижает себя.

Часто скупость это патологическая страсть, которая приходит с возрастом. Приятно видеть иностранных пенсионеров, которые с интересом рассматривают наши достопримечательности. Они хорошо одеты, приветливы, в их глазах жизнь и интерес. В нашей стране скупость это непрерывная бедность из-за страха перед нищетой. Как правило наш средний пенсионер это человек зараженный скупостью, в силу исторический и экономический условий его существования.

Человек, характер которого заострен в сторону скупости, не помнит о том, как быстротечно время и как коротка жизнь. Откладывая на потом материальное благо, он откладывает жизнь на потом. Живет из принципа – вот умру, тогда и поживу. Происходит символический отказ от потребностей своего тела и души, потребностей, которые необходимо удовлетворить сейчас.

Тот, кто экономит – подавляет. Вернее некая идея подавляет чувственную, эмоциональную сферу человека. Нельзя одновременно быть в плену у страсти и копить, т.к. само накопление и есть страсть, плоды от которой человек должен вкусить лишь в будущем. А раз это будущее, то человека нет в настоящем, а есть робот, одержимой идеей счастья или страхом.

В отличии от скупости как черты характера экономический образ мышления как интеллектуальный инструмент и техника мышления, помогает  приходить к правильным заключениям и ориентациям в области рыночной экономики. Данное мышление невозможно без знания и понимания рыночных отношений, таких понятий как благо, товар и услуги, потребитель и производитель, спрос и цена. Обладать таким мышлением значит знать законы, как эти явления влияют друг на друга.

Экономия заставляет человека отказывать от трат. Но не все наши траты имеют конкретную цель, многие из них косвенно влияют на нашу самооценку. Например, ресторан это не только место, где можно поесть, но и культурный феномен, социальное сообщество, ритуал, призванный дать нам обратную связь, что с ними «все в порядке», повысить нашу самооценку. В случае отказа от возможности время от времени посещать ресторан, человек отказывается от инструмента повысить свою самооценку.

Овладеть экономическим образом мышления это найти ответ на вопрос — чем я руководствуюсь в своем поведении применительно к экономическим категориям? Большинство экономических теорий строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку, что люди предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу (выгоду, прибыль).

Экономический образ мышления  создает предпосылки для накопления личного и национального капитала, лежит в основе психологии инвестирования и ответственного хозяйствования. Однако, патологическое накопление и бережливость не ведет человека к счастью. Вспомним героя «Мертвых душ» Плюшкина, его страсть к накоплению фактически его разоряла, т.к. то, что он копил, портилось, а хозяйство приходило в упадок. Сама скупость Плюшкина обрекало его на одиночество, на конфликт с членами общества и собственной семьи.

Какова же цена политики экономии? Подавление чувственной сферы, и как следствие психическая компенсация, неразрывно связана с психическими патологиями – употреблением алкоголя и наркотиков, депрессией и самоубийствами.

Интересно, что на первом месте в мире по числу самоубийств стоят республики Балтии, где ежегодно в результате самоубийства погибает тридцать человек из ста тысяч. В «стране самоубийц» Швеции ведущими  мотивы суицида являются социальные амбиции, болезненный страх и чувство вины за собственное несоответствие ситуации и несостоятельность. В таких экономически развитых странах как Австралия, Новая Зеландия и Ирландия уровень самоубийств также велик составляет до 40 человек на 100 тысяч населения.

Философия опоры на собственные силы, рациональный образ действий, свободная торговля были и остаются основными условиями для успешного развития Японии. Но вместе с этим, уровень стресса в японских городах высок, что приводит к развитию алкоголизации и большому числу суицидов. В 2003 году покончили жизнь самоубийством 34427 человек, из них более одной четверти самоубийств совершены из-за финансовых проблем. Установлено, что самоубийства совершают служащие среднего возраста и лица, выходящие на пенсию. В 1997-1998 годах в среднем совершалось от 20 до 24 тысяч самоубийств в год, а в годы кризиса число самоубийств возросло на 35% и с тех пор составляет около 30 тыс. в год. Таким образом, не достижение финансового благополучия влияет на развитие негативных психических состояний, заставляет людей совершать самоубийства.

Реклама заставляет нас покупать и пользовать материальные блага. Купи и будешь счастливым – таков девиз, который льется со страниц газет и журналов. Стало быть, психики человека-экономного содержит внутренний конфликт. С одной стороны у него есть цель, более долгосрочная по сравнению с текущей покупкой, но с другой он становится объектом зомбирования со стороны СМИ или других людей, призывающих его тратить деньги сейчас. Встает задача защиты психики, которая решается путем информационного голода, путем практики сосредоточения своего внимания в выбранном направлении и поддержании этого направления на длительное время.

Теперь полезно обратить внимание на особенности характера русского человека, который в противоположность западноевропейскому абсолютно нерыночный. Основными чертами русской ментальности являются психологическая и интеллектуальная чрезмерная восприимчивость и врожденный анархизм. Русский человек занят ленным «витанием в облаках». Вспомним наши сказки – поймать бы золотую рыбку, которая исполнит все желания.

Суровая жизнь до революции (про советский период и говорить не приходится), и идеализм характера приучили нашего человека к самоограничению в материальной жизни. Поэтому среди русских не было распространено накопительство, стремление к обогащению любой ценой и русский человек не мог все силы бросать на материальное благоустройство.  Тем более что сама собственность, вернее права на нее не сильно ценились в обществе. В противовес этому у нас в большей мере развита духовность и сострадание,  открытость и задушевность в общении. В настоящее время эти черты характера редеют, особенно в городах. Поэтому копить для нас есть большая мука. Другой там за околицей просит и молит, так я пойду и поделюсь, а заодно и нарушу зарок, что буду копить.

Возникает вопрос, каким образом можно накопить капитал, без страдания и с учетом нашей ментальности? Сегодня понятие капитал свободно от идеологической подоплеки, люди хотят быть богатыми, здоровыми и счастливыми. Капитал, материальный достаток — понятия, которые требую переосмысления в течении длительного периода времени. К этому нельзя придти по постановлению правительства. Сама идея, что нужно экономить для чего-то — абстрактна даже для нашего мечтающего человека, что говорить о ее достижения в ближайшем будущем нереально.

Нельзя ничего достигнуть без мотивации и ясной цели. Сегодня каждый желающий двигаться к материальному достатку должен заключить внутренний договор, учитывающий разносторонние  (разнонаправленные) потребности и мотивы. Потребности душевной жизнь должны не подавляться, а учитывать при экономии и накоплении капитала.

Важно бояться не больших трат, а низких доходов. Следует формировать себе контексты, в которых семья может зарабатывать.