Спортивный психолог: Какими родительскими компетенциями должен обладать родитель успешного спортсмена? — Психолог Павел Пономарев

Спортивный психолог: Какими родительскими компетенциями должен обладать родитель успешного спортсмена?

Спортивный психолог: Какими родительскими компетенциями должен обладать родитель успешного спортсмена?

          Компетентный родитель – это родитель, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять в лучшем направлении.

         Компетентный родитель, который знает, что, если не помогает одно – надо пробовать другое, он понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться и развиваться как личность. Чего мы хотим от наших детей, которые учатся и занимаются спортом? В первую очередь, чтобы дети стали хорошими людьми, чтобы они могли самостоятельно достигать своих целей. Это предполагает наличие ответственности, умение разрешать жизненные проблемы, быть устойчивыми к «ударам судьбы». Родители хотят, чтобы дети могли адаптироваться к любым условиям жизни, не теряя самообладания, и выбирать достойные средства решать проблемы. Этому может помочь школа и спортивная деятельность.

Выделяют 3 типа родительских компетенций

         Инструментальные компетенции — знания и технологические умения в области – педагогики, психология общения, диагностики и коррекции стресса, тайм-менеджмент, конфликтологии, целеполагания, мотивации, психогигиены сна и других.

         Межличностные компетенции — способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике, социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества. Это умение принимать социальные и исполнять нравственные обязательства. Если мы говорим о школе и спорте, то важнейшая компетенция – эффективное взаимодействия с педагогами.

         Системные компетенции — сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования системы личности ребенка.

Инструментальные компетенции:

  • Знания и навыки ухода за ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и потребностями здоровья.
  • Знания основ психологии и спортивной педагогики, особенностей спортивной деятельности.
  • Знание основных способов обеспечения ребенка безопасной и стабильной ситуацией в семье.
  • Знание особенностей развития и социализации ребенка с учетом интенсификации тренировочных и соревновательных нагрузок.
  • Знания основ помощи ребенку в переживании специфических психических состояний, помощь в ситуациях, которые могут травмировать ребенка (в том числе, которые наносит спортивная деятельность (психологическая борьба и конкуренция, травма и др.)).
  • Умение адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей в школе и спорте.
  • Умение анализировать и управлять изменениями, которые происходят в семье в связи с процессами в школе и спорте.
  • Знание простейших техник управления собственными негативными состояниями, которыми родители могут научить ребенка.
  • Знание коммуникативных техник эффективного общения. 

 Межличностные компетенции:

  • Способность принимать на себя ответственность за создание атмосферы безопасности в семье.
  • Способность проявлять ответственность и терпимость в любых отношениях.
  • Способность формировать реальные ожидания от ребенка, который начал (занимается) спортом.
  • Способность устранять тревогу у себя и других членов семьи.
  • Способность к вербализации собственных чувства и состояний, а также чувств и состояний ребенка.
  • Желание сотрудничать с педагогами и тренерами, принимать адекватную ситуации помощь и занимать конструктивную позицию.
  • Способность разрешать конфликты.
  • Способность поддерживать баланс между потребностями всех членов семьи школьной успеваемостью и достижениями в спорте.

Системные компетенции

  • Умения применять полученные знания на практике и учиться.
  • Способность быстрой и эффективно адаптироваться к новой ситуации в семье.
  • Способность планировать и управлять ситуацией развития и социализации ребенка в спорте.
  • Забота о качестве воспитания ребенка-спортсмена.

Личностные качества необходимые родителям спортсменов

         На формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей.     Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как:

         Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

         Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

         Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

         Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

         Альтруистичность —  качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

         Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

         Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

         Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

         Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

         Если родитель приводит своего ребенка в спорт – необходимо еще раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, способности и компетенции, определить, что вами движет и вашим ребенком, и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение. Ответить на вопрос – в чем ваша мотивация (вашего ребенка) и есть ли у семьи ресурсы?