Психология тренинговой деятельности. Тренингомания. — Психолог Павел Пономарев

Психология тренинговой деятельности. Тренингомания.

Психология тренинговой деятельности. Тренингомания.

Примерно пятнадцать лет тому назад мы стали обладателем нового социальной услуги, носящей названия тренинг. В настоящее время рынок образовательных услуг стремительно развивается. Наши и зарубежные тренеры реализуют новые программы обучения, самосовершенствования психических навыков и способностей. В этой статье я попытаюсь очертить границы между тренингом как полезной формы обучения и тренингом – «лохотроном», единственной целью которого является изъятие у населения денежных средств. Хотелось бы ответить на вопрос – какие рекламные посылы должны насторожить потенциальных пользователей тренинговых услуг и предостеречь их от покупки некачественного товара. В этой статье вы не найдете название конкретных тренинговых центров, т.к. в мою задачу входило дать обобщенные характеристики этого явления.

Тренинг это великолепная форма образования, позволяющая за короткое время сформировать определенные навыки и способности у его участников. Но следует знать и помнить, что тренинг, являясь активной формой воздействия на психику не единственный метод обучения. Часто в рекламе тренингов или программы, состоящей из нескольких тренингов, происходит приравнивание тренинга к получению фундаментального образования. Если при такой рекламе постулируется, что это позволит получить образование психологическое, психотерапевтическое или в области бизнеса, то это большая неправда. В процессе тренинга можно лишь сформировать какие-то узкие навыки, и закрепить их по средствам упражнений, групповой дискуссии и других методов работы. Если человек поверил в то, что, пройдя тренинг, он получит образование, то разочарование наступит в тот момент, когда корочки, полученные на таких курсах, будут предъявлены в отдел кадров организаций и компаний, где им дастся объективная оценка.

Почему тренинги так распространены на сегодняшний день? Выдвину следующую гипотезу, которая произрастает из наблюдения — популярность тренингов идет параллельно с искаженным представлением об образовании, происходящем на фоне кризиса образовательной системы. Работая преподавателем, я часто слышал заявления студентов о том, что учиться не нужно, т.к. знания которые получишь, не понадобятся. Процент людей работающих не по специальности в нашей стране катастрофический как для системы образования, так и для всех отраслей промышленности. Часто выпускник ВУЗ устраивается на работу в профессиональной области отличающийся от области, записанной в дипломе. Так было до недавнего времени. Люди, уверовавшие в бессмысленность фундаментального образования, на сознательном и бессознательном уровне сформировали установки – я ничего не знаю, я не специалист, мне нужно учиться дальше. Это плохо, потому что человеком движет не желание развивать свои навыки в полученной профессии (повышать квалификацию), а, понимая свою никчемность как профессионала, заставляет посещать тренинги, искупая собственную неуверенность и ущербность. Работать, когда нужно учиться, не вкладывая инвестиции в развитие головного мозга во время это закладывать мину, которая взорвется значительно позже. Ведь тем самым люди обрекают себя на постоянную ущербность, формируя патологическую потребность учиться. Именно здесь говоря языком околонаучного слэнга формируется тренингомания. Тренинг дает таким людям индульгенцию о том, что они обладают какими-то фантастическими знаниями в различных областях. Т.е. невосполнимый пробел в образовании является причиной, по которой огромное количество людей «подсаживаются» на тренинги. Этот внутренний конфликт зарождается вследствие неэффективной системы российского образования и присутствием мыслительных вирусов и установок.

Лохотронные тренинговые компании ощутимо отличаются от легальных обучающих центров с точки зрения экономики и организации бизнеса. Развитие российской экономики постепенно делает ее цивилизованной. Канули в историю бандитские «разборки», другие негативные явления девяностых, но не для всех организаций. Многие тренинговые компании не обладают не только лицензией на образовательные услуги, но даже юридическим лицом, оставаясь жить тем самым в секторе нелегального бизнеса. На рынке тренинговых услуг большое количество тренеров, принимающих оплату наличными денежными средствами, бухгалтерский учет и налогообложение которых не производиться. Сегодня данный вид бизнеса, не требует больших капитальных вложений остается достаточно рискованным для самих тренеров. Нередко компании нанимают тренеров под определенный процент от продажи услуг, и не гарантируют им социальной защищенности. Сама профессия тренера достаточно размыта, в силу отсутствия ее в классификаторе профессий и внятных стандартов работы. Подготовка тренеров осуществляется преимущественно в таких же тренинговых центрах. Так формируется пирамида, когда вновь испеченные тренеры начинаю вести курсы подготовки тренеров, привлекая новых адептов в сказочную профессию. При этом совершенно никто не задумывается о необходимом и достаточном количестве тренеров на рынке.

По своему составу тренеры достаточно разношерстны. Здесь можно найти и профессора с академической степенью и человека без законченного высшего образования. Причем оба из них могут быть эффективны. Вопрос в том, что какие критерии принимать за эффективность их работы. Но люди, увлеченные названием тренинга, его мифологией  редко обращают внимание на личность тренера. Прежде чем принять решение о прохождении тренинга, было бы неплохо узнать — кем является тренер, его образование, опыт работы в предметной области, на тему которой посвящен тренинг. Дотошное выяснение и анализ таких данных позволит сформировать объективное мнение об услуги.

Важным параметром услуги является ее стоимость. При средней зарплате в Москве 15 – 20 тысяч рублей стоимость тренинга явно завышены, т.к. расценки на тренинг начинаются от 5-6 тыс. рублей. Для примера в США средняя заработанная плата составляет 5-6 тыс. долларов, а средняя стоимость тренинга 500 долларов. Мы наблюдаем явный дисбаланс, т.к. москвичи готовы выкладывать за мифические знания до 30% от своих доходов. Деньги от продажи тренингов, направляются, как я уже отметил в нелегальные сектора экономики. Пирамида тренинга, поддерживаемая установками, что и сами тренеры должны обучаться (как правило, у иностранных богов тренинга) заставляет их отдавать свои заработанные средства иностранцам, что также ослабляет российскую экономику.

На низкое качество тренингов косвенно влияет большое количество невостребованных в профессии психологов. Не случайно, что средний возраст тренеров в России 25-35 лет, хотя на западе такая цифра намного выше. Ведь тренер это не только человек, который умеет делать упражнения, хорошо говорить, прошедший курсы тренеров, но, прежде всего состоявшийся в основной профессии человек, имеющий имя на каком-то рынке или профессиональной области знаний, публикации по изучаемой им предметной области. Наблюдаемое сейчас перепроизводство психологов, и связанное с этим невозможность устроиться не только высокооплачиваемую, а на работу вообще, заставляет их заниматься тренинговой практикой, которая ближе всего к педагогической деятельности. Но без знания и работы в основной предметной области такие психологи обречены на профессиональное выгорание и забвение полученной профессии, т.к. работа тренера отличается от работы психотерапевта или сотрудника психологической лаборатории. В данном случае тренинг становиться игрой в «интересные» упражнения, по выполнению которых у участников запрашивают обратную связь, манипулируют ею в ту или иную сторону, и где цель такой игры обогащение тренера.

Особую обеспокоенность вызывает положение бизнес-тренингов. Участвуя в корпоративных тренингах, могу сказать, что не видел ни одного достойного тренинга, который поддерживался вниманием и мотивацией самих участников. Как правило, более мотивированным является собственник бизнеса, доведенный до ментального оргазма от обещаний тренеров изменить до неузнаваемости его компанию, сделав ее сверхприбыльной. Или вместе с этим может соседствовать «откатная» схема, когда наемный работник компании, чаще руководитель кадровой службы, получает денежное вознаграждение от тренера, за заключение договора на проведение тренинга. И в том и другом случае, говорить об эффективности изменений во внутренней среде организации, и тем более повышении прибыльности фирмы не приходиться. Разработка любого бизнес-тренинга должна опираться на доскональное знание компании, ее сотрудников и рынка, на котором компания представлена. Но для того, чтобы собрать такую информацию, необходимо затрачивать не менее недели, что крайне не выгодно для тренинговой компании. Намного лучше, на волне популярности, пройтись «чесом» по десятку компаний различной отраслевой ориентированности, особо не вникая в суть их бизнеса, предлагая им одинаковые упражнения, заработав на этом приличные деньги.

Другой особенностью нашего рынка является размытость границ, что можно проиллюстрировать на примере развития новых религий и сект. Распространенность сектанства в нашей стране, происходящей из практически отсутствия государственного контроля за их деятельностью, позволяет завлекать в свои ряды новых адептов через «учебные» классы. Тренеры, вовлекающие в секту новых сторонников, достаточно размыто сообщают о том, что предстоит на самом тренинге. Особенно соблазняет сообщение, что тренинг развития каких-то способностей является бесплатным, или его стоимость сравнительно не высока. Дело в том, что это многоходовая операция по отбиранию денег, принесет свои плоды после определенного времени. Зная это, организаторы готовы вкладываться в заманивания новых участников секты. Следует обращать внимание на специфический язык, предлагаемый на таких тренингах. Если для того, чтобы понять о чем идет речь, вам необходим словарь терминов этой организации, то, скорее всего вы попали в секту (возможно тоталитарную – размывающую личность человека). Наличие специфического языка (жаргона) запутывает, ослабляет сознательный контроль, делает человека безвольным. Человек, окунувшийся в такой волшебный мир, ничего не понимает кроме одного, что нужно продолжать учиться дальше, и такая учеба может длиться не один год. Естественно после того, как новый адепт зафиксировал свое внимание, его просят оплатить тренинги, на которых он может разобраться в непонятом. Попав в такой лохотрон, человеку достаточно сложно из него выбраться, т.к. у него формируется иллюзия, что он изучает некую область знания.

Если проинтервьюировать участников различных тренингов можно выделить людей, которым в действительности нужна психологическая помощь. Не обращаясь за профессиональной  помощью, в форме консультаций или психотерапии, они отправляются на новый модный тренинг, в надежде разрешить свою проблему. Мои клиенты часто спрашивают, рекомендую ли я ходить на такой-то тренинг, на что я говорю, что лучше вначале решить ту проблему, которая их тревожит, так как, растворившись в группе, отрабатывая какие-то упражнения с таким же участником, они не смогут разрешить свою проблему, иногда закрепившись в ней еще сильнее. Однако, в рекламе многих тренинговых программ звучит именно аспект психотерапевтического воздействия, привлекающих потенциальных клиентов. Особенно много таких людей в группах, обучающих психотерапии. В надежде сэкономить и решить свою проблему в течение такого обучения, человек получает абсолютно ненужное ему образование, т.к. его истинной мотивацией было решение психологических проблем, а не осознанный выбор профессии. Еще больше удручает поведение многих тренеров, доказывающих, что их тренинг обладает психотерапевтическим эффектом, путая эту форму образования с групповой психотерапией.

Говоря о тренингомании, особо выделю группу людей, которые желают постоянно учиться. Это может быть связано не только с названной причиной низкой самооценки, но и с личностным (духовным) одиночеством. «Живя» на таких тренингах, получая интересное общение эти люди, имея психотерапевтический запрос, не решают проблемы, впадая в психологическую зависимость от тренингов. Если это связано с отсутствием общения, то это проблему можно решить путем организации клубов, где можно встречаться и общаться. Идти на тренинги для решения проблемы одиночества или депрессии не правильно. В данном случае, важно выяснить — нет ли других вторичных выгод от посещения тренингов, задав себе вопрос – что еще я получаю от посещения тренингов? Возможно, это «еще» окажется намного больше, тогда следует обратиться к психотерапевту.

Итак, если вы решили посетить тренинг желательно удостовериться в реальности организации его предлагающей, изучить программу тренинга, дотошно выясняя, что стоит за новыми и непонятными словами. Как правило, уважаемые себя центры делают бесплатные презентации, которые можно посетить и оценить качество услуги. Главное оценить свой собственный статус, подумать о самооценки, не поддерживаются ли они искусственно путем  прохождения большого числа тренингов. В одной статье невозможно описать и оценить такой сложный объект, как тренинг. Если вы заинтересовались представленной тематикой, буду рад обсуждать эту тему в дальнейшем.

 

Искренний Ваш,

Павел Пономарев (www.pavelp.ru)

20.05.07