Применение гипноза для снижения тревожности на соревнованиях — Психолог Павел Пономарев

Применение гипноза для снижения тревожности на соревнованиях

Применение гипноза для снижения тревожности на соревнованиях

Из книги П.Л.Пономарева «СПОРТИВНЫЙ ГИПНОЗ»

 

Применение гипноза для снижения тревожности на соревнованиях

 

В этой главе будут рассмотрены факторы, влияющие на повышение уровня тревожности и методы, направленные на их устранение. Среди которых:

  • методы постановки целей, адекватных уровню подготовки
  • работа с агрессивной обстановкой на соревнованиях
  • коррекция уровня стресса
  • снижения страхов выступления

 

Только комплексный, системный подход, учет физиологических и психических особенностей спортсмена поможет снизить тревогу и создать уверенность в собственные силы.

 

Постановка целей, неадекватных уровню подготовки

 

Чем конкретнее ставит спортсмен цель на выступление в том или ином соревновании, тем больше у него шансов достичь желаемого результата. Для того, чтобы избавиться от сильно завышенной или неконкретной цели, которая создаст огромное количество проблем в форме повышенной тревожности, можно воспользоваться приведенной в книги методикой процессуальных вопросов. Самостоятельная, поэтапная проработка собственных целей по данной методике позволит существенно сократить затрачиваемые силы, и приучит спортсмена планировать собственную карьеру.

Ставить достижимые цели позволит также такой метод гипноза, как возрастная прогрессия. Шаги данной техники таковы:

  • делается гипнотическое наведение
  • спортсмен мысленно представляет себя в будущем, когда цель достигнута
  • следует завершение гипнотического транса
  • затем, находясь в обычном состоянии сознания, отвечает на процессуальные вопросы, выясняющие ключевые факторы, о которых можно позаботиться заранее, и внести коррективы в свою деятельность.

 

Работа с агрессивной обстановкой на соревнованиях

 

Обстановка, окружающая спортсмена на соревнованиях создает чрезмерную тревогу, которая ощутимо сказывается на качестве выступлениях. Чем выше класс спортсмена, тем соответственно выше и уровень соревнований, и как следствие та ответственность, которая возлагается на участников. Подчас в самом соревновательном процессе уровень тревожности повышается в разы, что сказывается на невозможности показать ту результативность, которая потенциально заложена в спортсмене.

Использование гипноза, может свести к минимуму нежелательное влияние, путем тщательного отслеживания окружающей обстановки и подержанию спортсмена со стороны психолога-консультанта. В данном случае, может применяться различные техники ментальной тренировки в состояние гипноза. Единственное, что необходимо в данном ментальном тренинге уделить более пристальное внимание именно негативной обстановке.

Для этой цели можно предложить небольшую технику. Шаги:

  • попросить вспомнить самую тяжелую обстановку;
  • вычленить различные факторы, усложняющие выступление (например, свист болельщиков, освещенность, температура), а также факторы, которые улучшают игру (например, если это игровой вид спорта – подбадривание членов команды);
  • мысленно представить спортивную площадку и сделать ментальный тренинг, обращая внимание на максимальный значения того или иного фактора (например, отработать подачу в волейболу, при невыносимом шуме трибун);
  • затем можно сконструировать ментальный тренинг, обращая внимание только на позитивные факторы.

Проводя мыслительные тренировки в таком воображаемом прессинге, спортсмен учиться справляться с различными отвлекающими моментами на самих соревнованиях. Данную технику можно усложнять, вводя в нее различные элементы, непредвиденного характера. Здесь мы ставим цель — научиться концентрировать свое внимание на предстоящем выступлении, заблокировать ненужные мысли, подготовившись к отвлекающим переменным. Истинно великие спортсмены обладали способностью концентрироваться, адаптировавшись к различным обстоятельствам окружающей обстановки и при этом сохранить высокий уровень уверенности в себе.

Также в процессе этой техники происходит сбор информации о тех факторах, которые способствуют выступлению, тонизируют спортсмена. Их можно использовать, в реальной обстановке, попросив спортсмена обращать внимание именно на них.

Внешняя среда по-разному может влиять на спортсменов с разными конституциональными особенностями. Так, например, более тревожных спортсменов агрессивная обстановка будет действовать крайне неблагоприятно, особенно если это первое выступление, или демонстрируется новое движение или техническая комбинация.

Окружающая обстановка может влиять на уровень возбуждения, в некоторых случаях способствуя, в иных нет успеху в выступлении. Слишком высокий уровень возбуждения, передаваемый от болельщиков, может мешать выполнению новых для спортсмена действий. В то время как, шум зрителей, может иметь позитивное воздействие, в случае хорошо наработанного спортсменом действия. Поэтому в процессе консультирования, психолог должен помочь выработать когнитивную стратегию выступления, в которую встроить возможные внешние факторы среды. Все многообразие элементов среды должно быть адаптировано, в форме различных программ и имеется на вооружении у спортсмена.

 

Снижение уровня стресса

 

Когда спортсмен находится под действием стресса и переутомления на тренировках, возрастает количество технических погрешностей, что увеличивает раздражимость и уровень тревожности. Спортсмен начинает негативно обобщать свой опыт. Если тренер, при этом начнет запускать негативные состояния, напоминая о том, что спортсмен когда-то был в таком состоянии, то это приведет к повышению тревожности. В таком негативном состоянии может возникать огромное количество ошибок, которые могут закрепляться, и воспроизводится в дальнейшем.

Неоднократное воображаемое проигрывание ситуации в гипнотическом состоянии при одновременном контроле над тревогой может отпечатать в сознании выполняемое действие, близкое к совершенству, что невозможно в стрессовой практической ситуации. Для контроля над тревожностью, можно использовать технику шкалирования, рассмотренной в данной книги. Обучить ей спортсмена, так чтобы, находясь на соревнованиях, он мог самостоятельно отмечать на воображаемой шкале уровень тревоги. А затем применять технику конструирования оптимального состояния, рассмотриваемой в следующей главе.

Так, например, если в течение выступления, уровень тревожности повысился (что определил спортсмен, обратив внимание на воображаемую шкалу), ему необходимо заново пройти шаги, для создания оптимального состояния выступления. Т.е. использовать несколько техник одновременно.

 

Страхи перед выступлением

 

Страх мешает выступлению спортсмена тем, что порождает слишком сильное мышечное напряжение и затрудняет правильный ритм дыхания. В качестве средства, которое можно использовать здесь это техники глубокой мышечной релаксации и дыхательного контроля. Необходимо помнить, что в спорте необходим оптимальный мышечный баланс, который связан и с оптимальным уровнем напряжения. Нельзя допускать, как чрезмерное напряжение, так и необоснованную релаксацию.

Установка на состязание зависят от правильного баланса личной агрессивности и спортивного сотрудничества, а состояние «собранности» предполагает достижение такого строя эмоций и когнитивных стратегий, который соответствует виду деятельности. Гипнотический тренинг направлен на формирование этой необходимой эмоциональной и умственной установки.

Существует множество страхов, которые проявляются в момент начала соревнования. Приведем некоторые из них:

  • тревога, вызванная первым выступления;
  • страх, вызванный мыслью о травме или повторной травмы;
  • последствия негативного выступления;
  • страхи вызванные личностными особенностями спорсменов;
  • страх перед выступлением на «значимом» соревновании.

Группу страхов, связанных со спортивной травмы мы рассмотрим в части посвященной психологической реабилитации после травмы.

Первое выступление начинающего спортсмена очень значимо для дальнейшей карьеры. Нужные слова тренера, которые окажут поддержку, как нельзя лучше помогут в данной ситуации. Если такой поддержки не будет, то спортсмен будет ощущать брошенность. Важно, чтобы тренер был очень внимательным к внешним проявлениям этого страха.

Если говорить об индивидуальных особенностях спортсменов, конституциональных особенностях нервной системой, то можно отметить, что успех тренера, зависит от степени адаптации к этому атлету. Также важно, чтобы тренер в процессе тренировок нашел специфические рычаги управления этим спортсмен и его тревожностью.

 

Страх перед «провалом»

 

Страх провала возникает в ситуации, когда сами состояния достаточно значимы, или спортсмену, например в команде отводится ключевое место, отвечающее за результат команды в целом. Ключевая роль в устранении таких негативных предстартовых состояниях, лежит на тренере. Часто бывает достаточно простого обращения внимания и ободрения тренера, чтобы устранить такие страхи. Лучшим средством будет когнитивные технологии в частности постановка адекватных целей, с использованием методики процессуальных вопросов, приведенной в этой книги. Заранее поставленная цель, принимаемая спортсменом, понятная ему, может обезопасить его от провала на выступлениях.

 

Наблюдательность тренера, как средство профилактики тревожности

 

Умение выявлять тревожного спортсмена большое искусство тренера. Не всегда можно это сделать, перед соревнованиями. Так, например, спортсмен может отрицать наличие какой-либо тревоги вообще. Такие поведенческие маркеры, видимые перед соревнованием, как раздражительность, излишняя эмоциональность или соматовегетативные проявления, которые не проявляются в обычной ситуации (например, холодные руки или тремор рук, прерывистое дыхание) – могут навести тренера на мысль, что уровень тревожности у его подопечного повышен.

В данном случае сенсорная острота тренера может предупредить развитие тревожности у спортсмена. Наблюдательность тренера спасает результат выступления команды, если страх, присутствующий у лидера команды, не был передан на весь спортивный коллектив команду в целом.

 

Метафора, как оружие работы со страхом

 

В качестве техники трансформации страха тренеру можно предложить использовать такое внушение, как метафора. Шаги:

  1. тренер должен попросить спортсмена дать метафору, характеризующую свой страх (например, то тигр, или туман);
  2. сам тренер может попытаться изменить внутренне содержание метафоры (например, в случае если страх представлен, как туман, можно спросить спортсмена: а что поможет развеять туман?).

Или помочь сконструировать контр-метафору, задав такой вопрос:

С кем ты себя бы мог сравнить, если бы чувствовал себя уверенно и у тебя отсутствовал такой страх?

Спортсмен, обеспокоенный ходом своего выступления, ограничивает свое сознание страхом перед провалом. В измененном состоянии сознания можно раздвинуть эти границы и сформировать уверенность в собственные силы, что является частью поддержки осуществляемой в процессе консультационной сессии.

 

 

Резюме

 

Проблема высокого уровня тревожности у спортсменов, одна из центральных в вопросе   подготовки к соревнованиям.  Высокий уровень тревоги влияет на стабильность выступления. Одной из причин, которая может вызывать тревогу, заключается в неадекватных целях, которые ставятся в ходе спортивной деятельности, либо тренером, либо самим атлетом, несоответствующие его физическим и психическим возможностям. Методика процессуальных вопросов может стабилизировать реально достижимую цель, уровень притязаний атлета и его физические данные. Также для решения вопроса применяются ряд гипнотических техник, помогающих справиться с агрессивной обстановкой на соревнованиях и корректировать уровень стресса. Среди них можно отметить метафору, методику процессуальных вопросов, технику шкалирования.

В случае, когда тревожность обуславливается наличием различных страхов, для их снижения, необходимо выяснить в беседе со спортсменом их природу, после чего применить указанные здесь или иные методы, их устраняющие.