Секса – нет. Нормальная ненормальность? — Психолог Павел Пономарев

Секса – нет. Нормальная ненормальность?

Почему между супругами, прожившими значительное время, не так часто случается секс? Что является причинами охлаждения сексуального чувства по отношению друг к другу? Ответить на эти вопросы хотелось бы идеалистической концепцией уровней энергетического и духовного обмена. Обсуждаемые в заметке вопросы касаются ситуации, когда секс был, но потом, становясь все реже и реже, исчезает полностью.

Объяснить, почему сексуальные чувства в браке ослабляются можно по-разному. Самый простой ответ связан с наличием жесткой приверженности семейным ролям – мужа и жены. Когда мужчина и женщина становятся мужем и женой, берут на себя определенные обязательства, закрепленные как правовыми нормами, так и ритуалом, который имеет многовековую семейную и культурную традицию. В момент заключения брака роли любовников остаются в прошлом. Отмирание ролей происходит постепенно. Роль мужа и жены требует определенного поведения, отличного от поведения любовников. В семейных отношениях супруги обладают основаниями находиться вместе, которые намного шире, нежели у любовников, это обуславливается сильной привязанностью, чувством любви, обязанностями по дому, процессом воспитания детей, экономической составляющей, общими, договоренностями, ритуалами и многими неписанными правилами.

Постоянно созерцание сексуального объекта, превращает его из желаемого, в отвергаемый. Сексуальная страсть диктует определенные условия, есть особая драматургия секса, которой способствует новизна партнера, что не всегда возможно в лоне семьи. Яркий, страстный секс противопоставлен семейной рутине. Часто когда сексуальные отношения заходят в тупик, сексологи советуют разнообразить субмодальности секса, его форму и содержание, но эффект от этого как правило не стойкий. Но именно постоянство нахождения партнера рядом, когда понимаешь, что человек есть, был и будет, рождает отторжение. Вариабельность, изменчивость, пластичность, неожиданность, гибкость, а главное постоянная новизна рождает истинную страсть.

Что еще является причиной падения сексуального желания? Сюда можно отнести падение сексуальной привлекательности супруга. Часто супруги «опускаются» с точки зрения сексуальности, при этом недоумевают и задают вопрос – почему прекратился секс. В данном случае приходит на ум процесс-идея из сказки Алиса в стране чудес – если хочешь остаться на месте, следует бежать. Бежать в спортивный зал, магазин, до тех, пока не надоест. А что потом? Разочарование.

Нет более несчастной семьи, где отношения строятся только вокруг секса. Часто такое происходит из-за наличия у партнеров сексуальной зависимости друг от друга. Пожалуй, самая интересная зависимость это сексуальная зависимость от партнера, когда не можешь контролировать свой организм. Суть сексуальной зависимость – совпадение большого количества сексуальных субмодальностей – кинестетических, визуальных, аудиальных и прочих. Запах в этом ряду занимает особое место. Конфликт, связанный с подобной зависимостью, заключается в том, что не всегда личность человека обладает большей привлекательностью, чем его сексуальные способности. Вспомним архетип Кармен, ее социально осуждаемое поведение, но при этом еще больше желаемое с точки зрения секса. Ее убийство это избавление от сексуальной зависимости. В обычной жизни если социальное не убивает сексуальное, то по крайне мере стоит выше, являясь более значимым для человека. Семья, супруги которой обременены сексуальной зависимостью, обречена на развал, так как имеет элементы саморазрушающейся организации.

Социальному покланяется человек больше (нежели сексуальному), и в этом поклонении он становится человеком. Секс роднит нас с животными. Именно это животное чувство в ходе развития семьи заменяется новой глубинной философией отношений, в которую должно уместиться не только ролевая идентификация (муж и жена, мать и отец, бабушка и дедушка), но и различные уровни обмена – энергетического и духовного. Эти уровни являются более высокими. Человек, который достиг определенного уровня развития своей личности, способен к такому обмену. Вернуться на более низкий, которым является секс, занявшись сексом с собственным супругом становиться невозможным. Именно здесь для удовлетворения больше физиологической (сексуальной) потребности возникает любовница.

Так в чем же состоит названная выше идеалистическая концепция уровней энергетического и духовного обмена в семье. Моя гипотеза состоит в том, что секс начинает вытесняться из семейных отношений духовно-энергетическим обменом. В процессе этого обмена супруги удовлетворяют свои энергетические потребности по средствам друг друга. Энергетика дает жизненную силу, позволяет прожить больше, причем счастливо. Секс на более поздних жизненных этапах начинает восприниматься организмом как разрушающая, а не созидающая сила. В сексе всегда есть элементы боли, доминирования, унижения и оскорбления, что с одной стороны ведет к возбуждению, но с другой подавляет, травмирует личность человека. Энергетический обмен, когда достаточно прикосновения или взгляда, чтобы была восстановлена душевная и физическая гармония более щадящий по отношению к супругам, чем секс.

Высшей формой развития семейных отношений является духовный обмен. Он несет в себе единство ценностей, взглядов, жизненных установок, в объединяющем взгляде на мир, если не во всем, то в каких-то ключевых моментах. Духовный обмен предполагает взаимообогащение, где богатством является некая идеальная сущность, единство душ.  Духовный обмен возможен на любых стадиях формирования и развития семьи, но его пик приходится на заключительные этапы жизни супругов. Если в семье есть духовный обмен, то такая семья жизнестойка. Для примера можно назвать семьи, сформированные под влияние конфессиональных традиций – православных, мусульманских и других.