Психология информационного общества. Счастье MP3-людей, информационное общество и скромность. — Психолог Павел Пономарев

Психология информационного общества. Счастье MP3-людей, информационное общество и скромность.

Психология информационного общества. Счастье MP3-людей, информационное общество и скромность.

Влияние социума на психику человека – одна из ключевых тем в психологии. Все, что окружает, воздействует на нас в большей или меньшей степени. Мне, как психологу, важно понять какие именно социальные феномены негативно воздействуют на человека, и предложить ему какую-то помощь. В этой статье мне хотелось бы написать о тех личностных модификациях, происходящих с человеком, в информационном обществе. Данная тема может быть интересна в плане прогнозирования собственной жизни. Ведь, зная направления развития общества, можно позаботиться о себе и своих близких. Очень полезно подумать о наиболее востребованных личностных качествах, формирование которые станет ближайшей зоной вашего развития.

Так, что же такое информационное общество? Какая-то часть людей знает, что мы живем в информационном обществе, в то время, как другая не догадывается. Понятия информационное общество (ИО) исследует во многих гуманитарных дисциплинах – экономике, социологии, политологии, психологии и других. Многие авторы в качестве основных отличий информационного общества выделяют следующие:

  • повышение роли информационных и коммуникационных технологий, формирующие и управляющие обществом;
  • значение информации и знания, как основы благополучия человека;
  • стирание привычных границ между государствами, с тенденцией формировать глобальное общество, для обмена любой информацией.

Большинство общественных институтов видоизменяются, превращаясь в информационные пулы, имеющие целью – генерацию, хранение и обработку информации. Основные информационные и коммуникационные технологии представлены в средствах массовой информации (СМИ). Те общественные институты, функции коих не лежат в рамках оперирования информацией постепенно умирают, вместе с индустриальным обществом. Но сможет ли наша психика, быть столь же гибкой и меняться с такой же скоростью, как меняется социальные системы? Не возникнет ли патологических состояний психики на пути к общественному прогрессу?

В информационном обществе большинство манипуляций информацией осуществляются с помощью интерактивных форм взаимодействия, так как это существенно убыстряет процессы получения и обработки информации. Это приводит к обесцениванию живого общения, превращения его в виртуальное. Информационное общество делает из человека файл с информацией, доступ к которому может быть осуществлен, фокусированием внимания машин-фильтров, включаемых критической массой коллективного интереса. Если раньше живая плоть и душа человека находилась бок о бок с технологическими роботами (конкурируя с ними), то теперь ее можно записать на любой носитель информации и размножить самыми забавными способами, и в ужасающих количествах. МР3 — люди, улыбающиеся или рыдающие, по команде из ноутбука (власть имущих – глобальных людей), наиболее востребованы в современном обществе. Виртуальное общение выгодно, так как позволяет обрабатывать одновременно множество информационных потоков, в кратчайшие сроки.

Тот, кто еще может чувствовать создает для себя колонии-секты, куда приходят за иррациональными безумиями – где чувствуют живого человека и общаются с ним «в живую». Домашнее существование в информационном обществе проходит либо в Интернете, либо принимает примитивные формы игры на компьютере. Получаемые файлы, блоги, МР3-эмоции и адреналин от стрельбы (чем-то не настоящим по убегающему или догоняющему) формирует иллюзии жизни, топя собственное творческое воображение в диковинных выдумках огромных корпораций. Обыкновенное чудо информационного общества это способность превращать все в информационные файлы. Сегодня, жена волшебника из фильма «Обыкновенное чудо», могла бы в качестве отворота от ухаживаний директора-распорядителя, пообещать превратить того в файл, без права доступа к нему в течение 1 года. И даже не сама угроза превращения в цифру могла бы подействовать на директора-распорядителя, а именно огромный срок, по истечению которого, он стал бы неинтересным и забытым.

Говорить о трансформационных процессах личности человека хотелось бы не в целом, а проиллюстрировав на важной, личностной черте, называемой скромность. Воистину сегодня скромность вытесняется на окраину позитивных личностных черт, не позволяя добиваться в жизни успеха в отличие от других характеристик, таких например, как напористость, деловая цепкость, оптимизм.

Скромность, украшавшая любого (не только женщину) начиная с глубокой древности вплоть до постиндустриального общества, превращается в ненужный рудимент, пережиток исчезнувшего явления. Подтверждением этому мы находим на телевидении, которое как никакое другое общественное явление умеет быстро адаптироваться к современному обществу. Просматривая телевизионные передачи, убеждаешься в исчезновении скромности все больше и больше. И это касается не только внешней формы изображения человека, но и представляемого нам внутреннего содержания. У некоторых звезд, страх не быть интересным, не попасть в рейтинг, вызывает безумие. В более отсталых странах, где все решают кланово-мафиозные структуры (Россия, СНГовия и другие), интересомания с последующим безумие не принимает формы национальных бедствий. В США и Европе тенденция заменять внешней формой всякое внутреннее содержание, игнорировать его, приобретает угрожающие масштабы.

Развивается ориентация незамедлительным образом рассказывать о себе, трясти собой, словно флагом, показывать не только интимные внешности, но и шокирующие внутренности. Не достижение этого, формирует страх прослыть ничем не примечательным, пустым, а главное неинтересным человеком. И поэтом когда миру является очередная человек-пустышка в качестве чего-то интересно, она прощается, т.к. ставится галочка что этот человек «нормальный», модный, современный, пусть и пустой. Скромный человек индустриального общества, равнодушный к похвалам, но внимательный к порицаниям, сменяется рационально смекалистым кибер-героем, суть существования, которого — постоянное привлечение внимания к собственной особе. Говоря, психологической терминологией, мир накрывает истерическая психопатия.

И если раньше скромным человеком восхищались, и это было его добродетелью, то теперь скромность если не порок, то большой вызов общественным механизмам пиара. Скромность становится эквивалентом скуки. СМИ приглашает людей экшна, делая общество рейтинго – зависимым. Напомню, что важнейшей особенностью информационного общества становится развитие большого количества услуг, что влечет за собой значительное снижение материальных секторов экономики. И рейтинговые компании, оказывающие услуги, становятся гипнотизерами, управляющие мета-вниманием МР3-людей. Попадание в рейтинг, становиться достаточным эквивалентом успеха в жизни.

Представить передачу, в которой рассказывается о  человеке делающем честно свое дело невозможно, разве что, она транслируется на сельской радиостанции. Все чаще на нашем телевидение, проскальзывают смешки, высмеивающие человека труда. Метаморфоза информационного общества заключается в следующем: если раньше величие человека определялось его скромностью (при наличии уникальных талантов, способностей и достижений), то теперь его известностью, даже если эта известность с большим знаком минус.

Скромность может быть правом, отнимаемое сейчас СМИ у человека. Вторгаясь в личную жизнь, любого человека, рассказывая о нем без его согласия, в форме сплетен, домыслов, фантазий, СМИ разрушает общественное мнение, которое раньше использовалось для формирования эстетики скромности. Если на тебе можно сделать рейтинг, тебя заставят выйти из своей скорлупы скромности, слепят из тебя информационных бит, сделают фоном для новостной передачи.

В индустриальном обществе с его основательностью и размеренностью скромность приравнивалась к виду гордости, меньше всего раздражающей людей. Сейчас происходит охота именно на информационное раздражение, как особой валюты, конвертируемой во всех странах мира. Повсеместное «застеколье» избавляет нас от защиты, которая связывалась с наличием  скромности. Современное общество отнимает у нас возможность оставаться таинственным и непонятным, гармонично существовать в лоне скромности.

Но как же быть с теми позитивными психическими качествами, которые были у человека, имеющего скромность? Мы должны помнить, что скромность позволяет улавливать обратную связь от других людей. В то время как, например, излишняя застенчивость, может ограничить человека в действиях, мешать ему. Скромность является способом услышать от других все то хорошее и плохое, что мы думаем о себе. Не будет ли забыты эти важные качества?

Возможно, скромность не исчезает в информационном обществе, а трансформируется. Со временем, появиться мода на это личностное качество. Потребность получать обратную связь о своих действиях и способностях, спасет эту личностную характеристику от уничтожения, но оставит ее механистический уровень.

Повышение роли коммуникационных технологий создает большую зону развития личностных характеристик человека. Сегодня требуется не просто рассказать что-то, а сделать это наглядно, интересно, в нужный информационный пик. Возрастает роль знаний и способностей личности в области коммуникаций между людьми и машинами. Все это создает предпосылки для материального благополучия человека, не утверждаю, что духовного. Переживания души, и происходящие от этого физические страдания (сфокусированные в болезни) могут корректироваться в сугубо интимной обстановке, следовательно, возрастет роль пространств и технологий, позволяющие получить доступ к внутренней гармонии.

Стирание привычных границ между государствами, и формирование глобального мира, для обмена информацией ударяет по локальной культуре, делает менее зависимой от нее личность человека. И некоторые люди будут воспринимать культурную ассимиляцию, как большое благо, стремиться к ней, тогда как для других это будет большим переживанием и травмой. Для последних уход от своей культуры, будет означать начало очень негативных последствий для здоровья, развитием душевных и внутренних болезней, запуск коих, произойдет на глубоком бессознательном уровне. Для людей, имеющих крепкие связи с собственной культурой можно порекомендовать, постоянно создавать контексты, взаимодействия с культурой для получения катарсических откровений, необходимых для гармонизации и подпитки души.

Высокая роль и значение информации и знаний, как основы благополучия человека, потребует от него развития соответствующих способностей. Ключевой вопрос, который будет управлять мышлением человека, станет – как я об это узнаю? Где я могу (каким образом), найти данную информацию? Т.е. не статическое знание, полученное единожды из учебы, а динамическая модель приобретения знаний будет определять успешность человека в социуме. Дальнейшее развитие информационного общества обеспечивает равенство граждан на доступ к информационным потокам, но вместе с тем предполагают формирование у людей определенных способностей для нахождения актуальной информации. И именно эти способности будут превалировать над остальными, обеспечивать благосостояние и выживаемость. Психика человека будет развиваться в сторону создания в ней фильтров, помогающие находить и обрабатывать информацию.

Итак, развитие информационного общества повлияет на психическое и физическое здоровье. Особую тревогу составляют люди, получившие воспитание и образование в индустриальном обществе. И если задуматься становиться ясно, что таких людей большинство. Люди, имеющие материальные ресурсы могут о себе позаботиться, создав для себя оазисы, но те, кто не имеют достаточно количество средств, обречены на негативные личностные трансформации и душевные переживания.

Лучшим средствами профилактики психических и физических заболеваний, возникающих из-за описанных трансформаций, могут стать медитация, различные психотехники, позволяющие вырвать себя на какое-то время из огромного потока информации. Ведь суть медитации – остановить свои мысли, т.е. информационные потоки. Чтобы быть здоровым можно найти несколько минут тишины и покоя, использовать их для внутренней коррекции и гармонизации своего внутреннего мира. Медитация, может помочь в различных кризисных ситуациях, издревле используется в восточной медицине для лечения и оздоровления организма. Так приятно, взять для себя несколько мгновений покоя, и позволить восстановить гармонию с собственной природой, со своей сущностью, адаптировать живой организм к ритмам информационного общества.

Невозможно в одной статье осветить все грани такого сложного явления – смены общественных формаций. Поэтому, я буду, признателен, за любые отклики моих читателей на данную тему.

 

Павел Пономарев

02.02.07