Психология доверия. Живу, значит доверяю. — Психолог Павел Пономарев

Психология доверия. Живу, значит доверяю.

Психология доверия. Живу, значит доверяю.

Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.

Лао-Цзы

 

Доверие – нечто возвышенное, идеальное, без чего жизнь превращается в чреду логических формул. С темой отсутствия доверия у человека к окружающему миру связано огромное количество различных социофобий и страхов, сковывающих поведение человека, мешающих строить свою жизнь. О роли доверия в жизни современного человека, об утрате и восстановлении  доверия размышляю в статье.

Словарь Ушакова определяет доверие как убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; как веру в искренность и добросовестность кого-нибудь. Доверие это состояние и процесс, такое же, как и уважение, здоровье или любовь — нескончаемый поток жизни. Перечисленные понятия, так или иначе, соприкасаются с доверием, обогащаются им, т.к. доверие является условием их развития.  Если нет доверия, то есть иное, т.к. энергия не исчезает, а трансформируется. Доверие замещается подозрительностью, страхами и агрессией. Следовательно, без возможности доверять, люди обречены на страдание.

Жить – значит доверять, сначала себе, другому, затем и всему миру. Доверяем ли мы изначально, или это навык, даруемый другими, прежде всего родителями? Как и любой навык человека, доверие дается нам в зачаточном состоянии, но через соприкосновение с окружающей действительностью мы создаем развитую способность. Американский психолог и психоаналитик Э.Эриксон считал, что для формирования доверия очень важен первый год жизни ребенка, опыт его общения с матерью. Именно здесь ребенок максимально открыт к восприятию мира. Общение с матерью закладывает закон адаптации человека, который заключается в том, что способность заботиться о своей безопасности формируется позже способности доверять. В дальнейшем семейные отношения, другие условия формирования человека и воспитания его личности закладывают базисы, среди которых доверию определено значительное место.

Доверие это нечто, что предшествует вере, состояние до веры. Тебе как бы говорят – если сможешь доверять, обретешь и веру. Доверие – пробник веры, промежуточное состояние между разумом и духовным аффектом. Человек верит в то, во что желает верить. Вера предполагает стяжение внимания не только к человеку (живому, мертвому или придуманному), но также и к неким явлениям (например, аномальным зонам на земле). Доверие мы обращаем к реальному человеку или группе людей. Для веры нужна страсть, для доверия опыт и знание. Вера не нуждается в объяснении, она догматична. В то время как, ответ на вопрос, почему ты ему доверяешь, вызывает у человека много ответов, и часть из них будут посвящены опыту, другая убеждениям. Вера возникает там, где мы не в состоянии понять разумом сложное явление, и тогда от бессилия нам остается либо страстно верить, либо сойти с ума от тоски. Поэтому доверие человека человеку является условием веры. Разве можно предположить истинность христианской исповеди, если человек не может доверять своему духовнику. Только умея доверять другому, имея прочный фундамент на земле, человек может сделать шаг к сверхъестественному, сакральным переживаниям обратившись к вере.

Доверие сильно связано с психическим (в плане адаптации к миру) и физическим здоровьем. Человек, который не доверяет, всегда напряжен, так как постоянно находится в ожидании подвоха, опасности. Но, если, рядом с тобой человек, которому можешь открыться, это сопровождается мышечным релаксом, так как ты в безопасности. Постоянное перенапряжение ведет к стрессу, неврозу. Программы головного мозга начинают сбиваться, т.к. не получают в достаточной мере энергии, из-за постоянного перенапряжения. В итоге, человек-недоверяющий вполне может стать обладателем диабета, ишемической болезни сердца, гипертонии и других системных заболеваний. Страдания души приводят к мукам тела.

Так как это чувство берет свое начало в лоне материнской любви, доверие позволяет быть любимым и любить. Иногда, на психотерапию приходят люди, не умеющие доверять, но при этом, предъявляющие иную проблему, например одиночество. У меня всегда возникает вопрос, можно ли без доверия, открыться, впустить в свою жизнь другого человека, если все окружающее пространство воспринимается как зло. Именно здесь возникает тема сопротивления в психотерапии – психологических защит, работа с которыми занимает много времени. Только, научившись доверять хотя бы психотерапевту, пациент сможет доверять и окружающему миру, что в свою очередь поможет устанавливать интересующие отношения.

Кому мы доверяем? Как правило, людям, разделяющим наши убеждения, и с которыми нас связывает позитивный опыт. В доверии необходима осторожность, но более всего она необходима в недоверии. В жизни важно уметь не верить. Например, когда тебе говорят, что ты не имеешь способностей, что у тебя не получится, что может он, а не ты. В данном случае следует отстраняться от сказанного, освоить искусство неверия. Но, нужно быть осторожным, чтобы неверие не превратилось в патологическую веру — подозрительность. Иными словами, есть контексты, где недоверие к окружающему миру может быть полезно, и даже спасительным для целостности человека. Таким образом, как патологическое недоверье, так и излишняя доверчивость могут ограничивать человека.

Что происходит, когда человек верит всем и каждому стремиться доверять? Такая практика является перевернутой формой недоверия к окружающему миру. Где-то в глубине души, есть поле, куда данный «доверчивый» человек никогда не пустит другого, а вот искусственное пространство, он разрешит посетить, даже если потом испытает потерю и боль. Когда человек тотально доверяет, при этом обрекает себя на страдание, он проживает роль жертвы, от которой получает бессознательные выгоды. Недаром есть пословица – простата хуже воровства. Много истории с алогичным поведением человека, когда он снова и снова отдает деньги «нехорошим людям». Когда его спрашивают – как же так, ты опять отдал, и, опять тебя обманули; он отвечает – я всегда всем доверяю. В какой-то мере доверие здесь служит разменной картой, входным билетом, а сутью – бессознательное желание человека быть жертвой, и постоянно страдать. Потому что доверять это значит знать о человеке что-то, интересоваться им, но, в данном случае, это равнодушие к конкретному человеку, преступная беспечность по отношению к себе, но никак не внимание к другому. Здесь человек направляет на себе агрессию, не умея доверять себе, ибо доверять себе, это познать себя, но это является невозможным, по причинам скрытым от сознания.

Причина утраты доверия — разочарование. И часто такое разочарование связано с травмой нанесенной внутреннему ребенку – субличности, объединяющей способности искренне воспринимать мир, с интересом и ликованием. В минуты разочарования внутренний ребенок как бы прячется вглубь, на авансцену выступают субличности взрослого человека, которые и должны позаботиться о ребенке, при помощи психологических защит. Но, не всегда такая забота благотворна, часто психических защит становится на столько много, что человек превращается в сплошной панцирь, не имеющий чувствовать, обмениваться энергией, дышать и жить.

Можно ли восстановить доверие к окружающему миру? Да, можно, но в начале этого длительного пути необходимо признание человеком данной проблемы как таковой. Психологическая работа по обретению способности доверять требует большой душевной концентрации, нового опыта в общении, раскрытия себя в нем через переживание эмоций различной силы и направленности, духовного интереса к себе как уникальному и творческому существу. Эта душевная, кропотливая работа противопоставлена быстротечности времени. Со временем психологические защиты закрепляют панцирь недоверия еще больше. Нерастраченные эмоции становятся частоколами крепости, которая постепенно превращается в клетку, где невозможно дышать, а обиженный внутренний ребенок, тихо сидит внутри и всхлипывает, пытаясь донести свою боль до правильного взрослого.

 

 

Искренний Ваш,

Павел Пономарев (http://www.pavelp.ru/)

23.04.08