Психология чувства долга: «Должен – значит жив». — Психолог Павел Пономарев

Психология чувства долга: «Должен – значит жив».

Тебя угнетают долги? Не огорчайся.

Ведь это единственное, что по-настоящему

связывает тебя с людьми… 

Сергей Довлатов

 

Для каждого из нас представления о должном могут очень сильно различаться.  Часто человек отчетливо видит то, что должен сделать другой, а не то, что должен он сам. В этой статье мы отразим на различные аспекты понятия чувства долга и попытаемся разобраться, что это такое, каковы его истоки, а также, что для нас должно, а что нет.

Чувство долга — это внутреннее чувство, синестезия между принимаемым моральным обязательством перед собой, а также другими людьми и психофизиологическими реакциями тела. Чувство долга связывает рациональную и чувственную сферу. Это чувство может проявляться в бескорыстной любви к другому человеку, а значит это истинно красивая субстанция в человеке. Данное понятие связанно с чувствами справедливости, бескорыстия, с такими важными механизмами адаптации личности как самооценка и самоуважение. Часто говорят о родительском, гражданском, патриотическом, воинском, и других видах долга.

Чувство долго по сути нравственный, а по форме интуитивный механизм регуляции нашей жизнедеятельности. Поведение человека всегда отражается в его целях – личностных и профессиональных. Человек с развитым чувством долга это человек – выбирающий, путем опоры на данный интуитивный механизм совести. Исполнение долга дает человеку самоуважение (иногда славу), пренебрежение душевное страдание (у людей с сильной нравственной сферой личности – физическое мучение). Развитое творческое, нравственное, а также религиозное чувства выделяют человека из животного мира, но каждое из этих понятий привязано к слову «должен».

Невозможно ступить ни шагу по земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить. Когда же впервые зарождается такое специфическое, истинно человеческое чувство? Рождение ребенка и дальнейшее получение им помощи, заботы и защиты – есть акт наделения будущей личностью долгом перед семьей. Я родился и вырос, стало быть, я должен своим родителям, людям меня воспитавшим. Этот вид долга остается на всю жизнь как некая социальная клетка, свернутая форма всех других его видов. В дальнейшем такое долженствование трансформируется в потребность заботиться о своих родителях, детях, любимо человеке и Родине.

С рождением ребенка мудрость человеческой природы пробуждает в родителях чувство родительского долга — форму специфического внимания к ребенку, необходимого чтобы не только понять его, но и помочь ему состояться как личности, адаптироваться в обществе. Высокое чувство материнства и отцовства рождает у ребенка ответное столь же высокое чувство долга, щедрую и бесконечную преданность и привязанность к другому человеку, умение быть бескорыстным и любить.

Конфуция говорил, что «благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой». Может быть поэтому дети из неблагополучных семей, не впитавшие родительский долг, не отразившие его в своей психики, пополняют ряды криминала. Ведь одна из заповедей криминального сообщества – не имей семьи.

В дальнейшем чувство долга будет формироваться и усиливаться семейными нормами и ценностями. В этом процессе большое значение имеют значимые для ребенка люди, выбранные (хотя в реальной ситуации выбора нет) в качестве нравственного и поведенческого идеала, то, как они поступают в той или иной ситуации. Формирование любого чувства немыслимо без проявления родительской любви. Если ребенок в меру любим, то привить чувство долга удается почти всегда, но если родители не могут проявлять свои чувства в полном объеме (боятся или не умеют) личность ребенка начинает впитывать некую суррогатную любовь, что формирует искаженное умение любить и чувство долга.

В подростковом возрасте, родители и другие взрослые часто дают подростку прямые указания, концентрируя внимание на том, что он должен делать, а что нет. Данная стратегия не дает возможности воспитать чувство долга, но является контекстом для подросткового протеста и мятежа. Чувство долга формирует поступок значимой личности, выбранной в качестве ориентира совести. Такое формирование есть большая тайна, мы постигаем бессознательно нравственные законы общества, а когда приходит определенная ситуация знаем, как надо себя в ней вести. Так формируется нравственная интуиция, основанная на чувстве долга.

Воспитание личности сильно зависит от влияний культуры. Произведения культуры отражают труд, вложенный в создание шедевра мастером. Соприкосновение с культурными ценностями одаривает человека профессиональным направлением развития, делая умение трудиться  важной личностной чертой. Здесь зарождаются основы профессионального долга.

Сегодня культура немыслима без популярных личностей, которые хотим мы этого или нет, формируют ее пространство. Вовлечение огромного числа людей в культ ПОПа разрушает не только механизм формирования нравственных идеалов, но и важность, и полезность труда. Нравственность формируют герои, а не популярные люди (особенно потерявшие стыд, желающие прославиться все равно как).

Вышей формой проявления чувства долга является подвиг и самопожертвование, например, лишение себя жизни ради другого. Подвиг рождается в минуту, когда силен (переполнен) чувством долга, или чувством преданности человеку, но иногда страхом нарушить некую нравственную норму. Герой показывает огромному числу людей, что можно сделать для другого, наделяет других гражданским чувством долга, воодушевляет, формирует общественное сознание и мнение.

В эпоху СССР тема гражданского долга ярко представленная в 20-50-х годах, позволила одержать победу ВОВ, построила сверхдержаву, но со временем обросла идеологическим наростом и поиздержалась. Сегодня в условиях поиска новой идеологии и государственности тема гражданского долга является наиболее уязвимой.

Долженствование часто встречается в повседневном обиходе, так как через этот механизм проявляются социальные норма и законы, обозначающие многочисленные требования и обязанности по отношению к другому. Чувство долга — это то, что мы хотим видеть в другом, иногда наталкиваясь на собственное непонимание о своем собственном долге. Долг есть нравственная категория, обладающая общечеловеческим смыслом. Поэтому любой акт жизнедеятельности мы соотносим с нашими нравственными установками, а значит с чувством долга. В то время как социальные отношения регулируются договорами, например, кредитным договором. Тогда как, выплата долга своему другу (гражданская сделка, которая не была зафиксировано документами), уже регулируется нашим чувством долга. Поэтому чувство долга и обязанность внешне похожие, но немного разные понятия. Чувство долга изначально направлено к другому человеку, но берет свое начало из внутренней потребности быть хорошим, достойным, правильным, нравственным, совестливым. Если во мне есть развитое чувство долга, мне не нужно никаких указаний со стороны.

Что поддерживает чувство долга у гражданина в течении жизни? Здесь необходимо обозначаться гражданское правосознание. Известно, что как мы относимся к закону, так будут относиться и к нам. Долг в этом смысле это всегда уважение прав другого человека.  В нашей стране правовое сознание пока развито недостаточно. Поэтому и ищем мы «Имя России», нуждаемся в героях в большей степени, чем это представлено в западных странах. Там следование закону идет «на автомате», а вот у нас под автоматом.

На пути к нравственно развитой личности, что отражается в развитом чувстве долга, человека ждут испытания. Понятие долга очень прочно связано с манипулированием человеком. Наиболее частой манипуляцией является следующая форма: – ты (…) человек, а значит, ты должен (…..). Например: — ты зарабатываешь хорошие деньги, поэтому должен дать мне в долг; или – ты умный человека, поэтому можешь меня простить; — ты человек высокой нравственности, поэтому должен не заметить моего хамства. Те, кто ведутся на такую манипуляцию, представляют собой незрелую ведомую личность, с зависимым поведением. И здесь необходимо ввести понятие ассертивность – способность субъекта обозначать свое мнение, отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Часто под ассертивностью понимают нечто иное, некую свободу, когда наделенной такой «мудростью» человек заявляет – «я уже никому ничего не должен». Звучит это несколько истерично. ДА, другим не должен, но себе должен, если хочешь развиваться и жить с другими людьми.

Иногда говорят, если хочешь заплатить долги — начни с долгов самому себе. Но что такое – долг самому себе? Звучит несколько нелепо, но так мы обозначаем некую ценностно-целевую планку – либо некое достижение,  которое хотим достичь. Кризис среднего возраста всецело основан именно на том, что человек начинает аудит долга самому себе. И когда выясняется, что достижений нет, или, что они не так значимы (как это планировалось), наступает фрустрация и кризис, человек объявляет сам себя банкротом (перед самим собой).

Теперь про телесную часть понятия чувства долга. Когда мы говорим об истинно человеческом страдании? Когда преодоление кризисной ситуации связано с выбором, основанным на нравственном чувстве, когда он ощущает телесное страдание. Возьмем контекст войны. Гибель людей — это очень сильный аргумент, который рождает решение. Душевная боль за другого человека бросает человека в действие, освобождающее от душевной боли. Иначе у человека с развитой личностью возникает чувство вины, разрушение тела. Чувство долга есть скрытое в человеке. Сделать его явным может определенная ситуация, когда субъект, мучающийся выбором, преодолевая внутренний конфликт, принимает решение, становясь более счастливым (даже ценой собственной жизни).

В последнее время в наше сознание входит тема обретения свободы. Когда вопросы выживания и наполнения желудка решены, народ тянется на свободу, как будто там кормить будут. Но свобода от чего или кого? От человеческой природы или от животной? Иногда идея о свободе есть некий ментальный вирус, разъедающий человека, крадущий у человека его божественную природу. Освободившись от свободы быть с человеком, «человек-свободный» оказывается в пустоте.

Как быть, когда чувство долго не развито? Вернуть в себе человеческое, пробудить высшие нравственности способности возможно единственным образом — развернуться к тем, кто рядом. Здесь поможет философия малых дел – делай то, что в твоих силах. Ведь тот, кто делает то, что может, делает то, что должен. Интересно с психологической стороны практика многих церквей, когда за умершего человека можно молиться, тем самым в настоящем оплачивая прошлые долги.

В заключение, интересно, что когда на психологическую консультацию приходит человек, который хочет совершить самоубийство, без цели в жизни, одной из стратегий его «вытаскивания» из кризисного состояния является наделение долгами. Ведь пламенная убежденность в том, что у нас есть некий долг перед другими людьми, зачастую похожа на попытки утопающего ухватиться за проплывающее бревно. Но, если должны – значит нужны! Если должен – значит жив!

 

 

Павел Пономарев

 

www.pavelp.ru