Психологические проблемы «Неизлечимой болезни» и «Исцеления». — Психолог Павел Пономарев

Психологические проблемы «Неизлечимой болезни» и «Исцеления».

Психологические проблемы «Неизлечимой болезни» и «Исцеления».

Рассмотрим ситуацию, когда человеку поставлен диагноз болезни, которая в настоящее время не может быть вылечена. Постановка подобного диагноза имеет не только медико-юридическое, но и психологическое значение и смысл. Получаемый диагноз формирует новый психологический образ человека, представленный в его психики и разрушает старый. Как следствие, человек начинает по-новому взаимодействовать с окружающей действительностью, применять новые не всегда оптимальные программы жизнедеятельности. Возникают вопросы: Как формируется новый образ? Какие факторы влияют на этот процесс? Что будет определять оптимальную жизнедеятельность в условии болезни и ее лечения?

Безусловно, формирование нового образа «Я» зависит от средовых воздействий и индивидуальных особенностей субъекта. К средовым воздействиям мы отнесем влияние лечащего врача, близких человеку людей, представление о болезни в обществе, уровень культурного и экономического развития места, где проживает заболевший человек. К индивидуальным особенностям человека, наиболее влияющих на нормальную жизнедеятельность (в условиях, когда человек болен), отнесем – степень его внушаемости, уровень общей и ситуационной тревожности, мотивационно-волевые черты личности, степень образованности, на сколько человек «состоялся в социуме». Каждый из представленных выше факторов формирует представление о болезни в психики заболевшего, а также новый образ «Я».

Давайте рассмотрим две возможные ситуации развития событий после постановки диагноза:

  1. в течение жизни данного человека, метод борьбы с данным заболеванием не будет найден;
  2. ученые нашли метод лечения данного заболевания еще при жизни данного субъекта.

Во втором случае, человек имеет надежду на исцеление, а значит, он должен обладать определенным мышлением, которое приближает его к этому моменту. В плане стратегического мышления, направленного на борьбу с неизлечимым заболеванием интересен фильм «Масло Лоренцо». Фильм основан на реальных событиях, произошедших в США в конце 1980-х годов. Примерно до 7 лет Лоренцо Одоне был нормальным мальчиком, но затем с ним начали происходить странные вещи: начались вспышки буйства, расстройства координации движений, потеря слуха и другие симптомы редкого неизлечимого заболевания головного мозга — адренолейкодистрофиию (АЛД). Быстро стала ухудшаться высшие психические функции Лоренцо, походка стала нетвёрдой, начались судороги, стал развиваться паралич. В течение года из нормального ребёнка Лоренцо превратился в парализованного больного человека, неспособного даже самостоятельно сглатывать слюну и обслуживать себя. Поражённые и разочарованные бессилием врачей, мать и отец Лоренцо решают сами искать средство лечения для своего угасающего сына. Они изучают медицинскую литературу, организуют семинар для специалистов со всего мира и, в конце концов, совершив научное открытие, изобретают нужное лекарство для Лоренцо и называют его в честь своего сына — «Масло Лоренцо». Фильм учит никогда не сдаваться, стойко переносить испытания, пусть даже они затрагивают самых близких людей и превращают жизнь в кошмар.

Никто не знает, будет или нет, найдена методика борьбы с тем или иным заболеванием. В ситуации, когда это невозможно, лучше подойти с позиций коррекции его психики на предмет принятия новой реальности, адаптации к ней.

Но, как много примеров того, что развитие научно-технического прогресса делала прикованного человека если не полностью, то хотя бы частично здоровым. Например, развитие технологий протезирования и социальная политика развитых государств ставит инвалидов в общий ряд здоровых людей. Но, такое было абсолютно невозможным, например, после второй мировой войны, когда много людей с увечьями спивались в своих квартирах.

Не лучше ли думать о любой болезни как о болезни, которая может быть вылечена? Возможно, такое убеждение будет определять оптимальную жизнедеятельность в условии болезни, но одного его мало. Нужна направленность личности больного человека на исцеление.

Большую роль в вопросе излечения играет само понятие исцеление. Что это такое? Необходимо понимать, что в данном случае мы имеем дело с динамичным процессом, но никак не состоянием. Данный процесс всецело зависит от особенностей данного конкретного организма, от которого мы не вправе требовать того же, что было с другим человеком. Мы не вправе всегда рассматривать тот или иной способ исцеления как панацею, в данном конкретном случае исцеление может иметь свои рамки.

Существуют ошибки исцеления. Приведу пример, допустим, с человек проводится гипнотический сеанс, направленный на снижение давления. В конце сеанса пациент субъективно чувствует, что давление осталось на прежнем уровне. Он делает вывод, что исцеления (облегчения страдания) не произошло. Но на самом деле имеет место отдаленный по времени результат, который был запущен текущим процессом гипнотизации. Организм, который был переведен в иное функционирование, сосредоточился на нарушенной регуляции, которая связана с собственно давлением косвенным образом. Что такое логический вывод человек из данного опыта? Это самовнушение – мне не помогли.

Данная ошибка достаточно часто встречается на психотерапии, когда человек сам подходит к вопросу душевного исцеления с ошибочными критериями. Но в сознании, где представлена проблема, не могут быть правильные критерии исцеления. Поэтому ориентироваться на них в самом начале психологической работы не следует. Отчасти сформулировать в совместной работе объективные критерии исцеления и является частью психотерапии.

 

Тема не закрыта, но открыта. Буду рад вашим комментам и вопросам.

Спасибо