Подростковый суицид – как мы убиваем наших детей. — Психолог Павел Пономарев

Подростковый суицид – как мы убиваем наших детей.

В этой статье про страшное явление наших дней — подростковый суицид. Заглавие неслучайно. Много раз встречал односторонний анализ случаев подросткового суицида, пытающийся ответить на вопрос – что с подростком не так? Но не является ли это ошибочной позицией? Не пора ли нам задать вопрос – что мы делаем (или чего не делаем), и, как это формирует условия для того, чтобы так умирали наши дети страшной смертью.

 

Проблема изучения условий формирующих возможность суицида в подростковом и юношеском возрастах приобретает в современном обществе особую актуальность и значимость, особенно в крупных городах России. Серьезную обеспокоенность вызывает растущий уровень самоубийств среди молодежи. Согласно последним исследованиям, в группу риска по эмоциональному неблагополучию попадает 20% подростков от 13 до 17 лет [3], а смертность юношей в результате суицида в России в три раза выше, чем в мире.

Мною было проанализировано более 100 суицидальных актов за первое полугодие 2012 года, а также 45 попыток суицида. Общая выборка составила 145 девочек и мальчиков в возрасте от 9 до 18 лет. Среди изучаемых показателей стали: — степень семейного неблагополучия; — характер общения со сверстниками и родителями; — неурядицы и конфликты в семье; — наличие психических расстройств и психосоматических реакций; — наличие в близком окружении лиц, совершивших или покушавшихся на суицид.

В приведенном исследовании юношей, совершивших суицид, было 52,3%, девушек — 47,7%. Средний возраст подростков составил 16,4 года. В качестве способ самоубийства подростками в 50% случаев выбиралось повешение, в 39,8% — выброс из окна, отравление, применение огнестрельного оружия, а также иные способы составили – 10,2%.

Обозначая территориальные особенности подросткового суицида, отметим, что за исследованный период на крупные города приходится 67,9% случаев, тогда как на населенные пункты с населением менее 100 000 человек только 32,1%. Выявлены отличия между причинами суицида в крупных городах и менее населенных. Так для городов с населением свыше 1 млн. человек более актуальна ситуация в школе, часто встречается вовлечение в суицид, доведение до суицида через социальные сети. Тогда, как в населенных пунктах до 100 тыс. человек, более актуально в качестве причины суицида употребление психоактивных веществ, исследовательский характер акта суицида. Однако, и в крупных городах, и мелких населенных пунктах кризисная ситуация в семье, внутренний конфликт, кризис в межличностных отношениях создавали условия для реализации подростком суиуида.

Среди прочих причин, послужившие условием суицида выделим: безразличие со стороны родителей и друзей, трудности в школе (воспринимаемые подростком как неразрешимые), психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию и интимным отношениям.

Исследование показало, что подростки, употребляющие алкоголь подвергаются большему риску самоубийства. Так, в мае 2012 года в одном из городов Свердловской области произошел суицид 16-летнего подростка, которого нашли повешенным в городе. По предварительным данным, смерть подростка наступила в результате самоубийства. В СМИ приводятся данные, что перед совершением суицида подросток употреблял спиртное. Незадолго до произошедшего молодой человек находился на похоронах своего 18-летнего друга, который повесился.

Изучаемые случаи суицида показывают, что подростки были восприимчивы и психически нестабильны, тяжело переживали неудачи в личных отношениях. Для примера приведем случай суицида в Нижегородской области, когда 14-летний восьмиклассник В. решил покончить жизнь самоубийством, поругавшись с одноклассниками, прыгнув с 4-го этажа. С переломом позвоночника и тяжелой травмой головы мальчика доставили в больницу. Выяснилось, что накануне мальчик пришел домой, не стал разговаривать с мамой, сославшись на плохое настроение. Пока мама разговаривала по телефону с его отцом, школьник вышел на балкон и спрыгнул вниз.

В некоторых случаях суицид осуществлялся в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания. Так, в феврале 2012 года на юге Москвы из окна многоэтажного дома выпрыгнул 14-летний А., после семейной ссоры от полученных травм он скончался. Можно предположить, что подросток надеялся с помощью суицида изменить невыносимо конфликтную ситуацию в семье.

Исследование выявило кризис в личностных отношениях как наиболее значимая причина суицида для 68% от всех случаев. Так, в марте 2012 года петербургская 16-летняя школьница выбросилась из окна многоэтажки, пошла на самоубийство из-за ссоры со своим молодым человеком. В одной из станиц Ставропольского края в апреле 2012 года был обнаружен повешенным 17-летний подросток В.. С места происшествия изъята предсмертная записка подростка, в которой он сообщал, что причиной его ухода из жизни явилось расставание с девушкой [9]. Другой пример, когда в этом же месяце 14-летняя Ю., выбросившаяся из многоэтажки на западе Москвы, накануне прыжка написала, что если «ее бросит любимый, то она отправится в рай». Накануне несчастного случая девушка поменяла статус на личной странице в соцсети, где призналась о своих чувствах к А., которые были настолько сильны, что девушка написала, что если они расстанутся, то она не сможет больше жить. В этом примере мы видим возрастающую роль социальных сетей и общения в Интернете, влияющих на развитие деструктивного поведения, в некоторых случаях толкающих детей к роковому шагу.

В качестве новых условий, способствующих суициду нами выявлен, следующий — вовлечение в деструктивные организации. Так, установлено, что в январе 2012 года два подростка пятнадцати лет Н. и Г., сбросились с 16-го этажа в одном из городов Подмосковья. Данные СМИ указывают, что на самоубийство подростков толкнули сектанты. Причиной трагической смерти двух подмосковных школьников, по мнению местных жителей, могли быть угрозы от представителей сатанистской секты. Письма ребят в социальных сетях указывают на наличие угроз со стороны сатанистов. Здесь общение через социальные сети несет в себе деструктивный компонент, подталкивает подростков к опасному шагу, делая их пребывание в Интернете невыносимым.

Другой случай, происшедший в ноябре 2011года, когда трое подростков, участвовавших в оккультных сборищах в одном из городов Новосибирской области, повесились, чтобы принести жертву «покровителю». Предварительно договорившись о суициде, они повесились с разницей в несколько дней. Настоятель местного православного прихода уверен, что молодые люди попали под влияние оккультной группировки.

В настоящее время все чаще встречается суицид как реакция на учебную ситуацию, особенно при сдаче единого государственного экзамена. Для примера приведем суицид, произошедший в апреле 2012 года, когда 18-летняя В. свела счеты с жизнью, не выдержав напряжения и усталости накануне тестирования. На кухне рядом с телом старшеклассницы нашли учебники, которые изучала перед смертью. «Больше всего на свете Вика боялась экзаменов, — рассказали ее одноклассники. Она часто плакала из-за этого и повторяла: «Я не сдам, я провалюсь!»» [9]. Другой случай, произошедший в апреле 2012г. — самоубийство 16-летней жительницы Владивостока, которая покончила с собой, повесившись после занятий на ремне. Одной из основных причин самоубийства подростка мог стать проваленный тестовый экзамен. Еще пример, в марте 2012 двенадцатилетний мальчик Д. в Туле пытался повеситься на ремне, предположительно, из-за полученной в школе двойки.

По данным СМИ попытки суицида происходят на фоне отчаяния, депрессивных переживаний и других негативных состояний, которые часто игнорируются со стороны окружающих суицидента близких людей. Дети с отягощенной наследственностью или обделенные эмоциональными связями были не способны к развитию функций саморегуляции, которые во взрослом возрасте необходимы для автономного выживания. Отсутствие некоторых из них иногда делает человека склонным к самоубийству. К функциям саморегуляции относится способность человека к реальному восприятию себя как отдельной и независимой личности, умение справляться с тревогой и не допускать ее превращения в панику, способность чувствовать свою значимость, способность к контролю и модулированию ярости и умение чувствовать различие между своими желаниями или страхами и реальными обстоятельствами [1].

Важным условием, выявленным в нашем анализе, стало самоубийство значимых людей – как стартера последующей трагедии. Более 16,5% подростков-самоубийц имели покончивших собой родственников или близких людей.

Подростки, потерявшие родителя из-за самоубийства, возможно, верили в свою причастность к несчастью или, по крайней мере. Они считают себя виноватыми в том, что не смогли облегчить боль [4,5,6]. Утрата родителя по причине суицида были основой для суицидальных мыслей у ребенка благодаря бессознательным идентификациям. Тот, кто делает выбор в пользу ухода, провоцирует гнев у тех, кого оставил. Этот гнев часто подавляется, потому что кажется неприемлемым гневаться на кого-то, кто умер насильственно или совершил суицид; жертва и так достаточно наказана[5,6]. Приведем примеры. Основной причиной суицида И., совершенного в марте 2012 на юге Москвы оказалось «желание воссоединиться с любимой мамой, которая умерла от рака 3 года назад». И. отпрашивалась из школы, она уже была готова к суициду и специально выждала момент, чтобы ей никто не помешал. Школьница повесилась, когда дома никого не было. Ученица 6-го класса замкнулась в себе уже после смерти матери 3 года назад и не смогла найти общий язык с отцом и мачехой. Другой случай, когда семилетний мальчик, который в феврале 2012 года повесился в своей квартире, несколько лет назад был свидетелем аналогичного самоубийства родного отца[9].

В качестве важной тенденции, вытекающей из множества случаев подросткового суицида, выделим — социальные сети как информационной площадки, организующие суицидальные действия подростков. Социальные сети не только позволяют обозначать желание суицидента уйти из жизни (заявить об этом на большой аудитории), но также являются площадками, где подросток получает информацию о способах совершения самоубийства. Общение в Интернете и социальных сетях иногда направленно на поддержку суицидальных устремлений (мотивируя подростка к суициду и «нормализуя» так способ решения проблем), что является новым негативным фактором в проблеме подросткового суицида.

Для иллюстрации приведем суицид 14-летних Л. и Н. в одном из Помосковном городе в феврале 2012 года. Девочки спрыгнули с крыши 16-этажного дома из-за того, что боялись наказания за двухнедельный прогул занятий в школе. Утром на своей страничке в социальной сети Н. написала: «Ненавижу фразу: «А если твои друзья с 9-го этажа прыгать пойдут, ты тоже пойдешь?» Да, пойду, че мне без друзей делать???». Важно учитывать, что в момент написания данных сообщений и после реализации суицида, большое число подростков стали свидетелями суицидального деяния, т.е. были вовлечены в него, а стало быть, их психологические безопасность и здоровье были нарушены[9].

Подводя итог, отметим, что выявленные в нашем исследовании новые тенденции, влияющие на повышение риска суицида среди подростков (вовлечение в деструктивные организации, поддержка суицидальных настроений и действий через Интернете, ранняя алкоголизация подростков, низкая адаптация к нововведениям в школе) в настоящее время являются малоизученными. Поэтому, для решения проблемы подросткового суицида в нашей стране, необходимо решить вопрос — обеспечения психологов и социальных работников новыми методами научного познания. Важно отметить, что неконтролируемая подача информация через СМИ о случаях суицида может создавать тенденции распространения суицидальных мыслей среди подростков.

 

Литература и источники

  1. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. — 2002, № 6.
  2. Телле Р. Психиатрия. — Мн., 1999.
  3. Холмогорова А. Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 2.
  4. Buie D. H., Adler G. (1982) Definitive treatment of the borderline patient. International Journal of Psychoanalysis and Psychotherapy, 9, 51-87.
  5. Maltsberger J. Т. Suicide risk: The formulation of clinical judgment. New York: New York University Press, 1986.
  6. Maltsberger Buie, Dan H., and Maltsberger John T. (1983) The Practical Formulation of Suicide Risk. Cambridge, MA, published by the authors, printed by Firefly Press.
  7. Shneidman E. S. Definition of suicide. New York: Wiley, 1985.
  8. Whitehorn J. C. (1944) Guide to Interviewing and Clinical Personality Study. Archives of Neurology and Psychiatry 52:197-216.
  9. Материалы с сайта http://lifenews.ru/