Алла
Добрый день, Павел! Меня беспокоит поведение моей дочери. Ей 18, вроде уже взрослый человек, но по поступкам она больше похожа на подростка 13-14 лет. Может, она не вышла из этого возраста? Человек совершенно ничем не интересуется, хочет только гулять с друзьями. Причем эти гулянья происходят по 3-5 дней. Мы не знаем где она находится, что делает, что ест… Она постоянно врет- говорит что поехала в институт, а потом выясняется что она там не была, а опять где-то гуляла. Не могу спокойно, смотреть как человек так относится к своей жизни. Она не понимает, что так жить нельзя! Я хочу помочь ей, может быть под гипнозом можно внушить ей нормы поведения и морали? Помогите, посоветуйте как быть!
Уважаемая Алла!
Спасибо за ваш вопрос. Ваша дочь показывает инфантильные модели поведения, страшась быть взрослой и отвечать за свои поступки. Кто-то взрослей раньше, другой позже. Может быть, вы в свое время не хотели, чтобы она становилась взрослой. Само по себе ваше беспокойство неконструктивно. Задумайтесь о том, как можно поддержать ее в этом сложном возрасте. Выработайте подходы, которые позволят ей повзрослеть. Вы пишите, что не можете спокойно смотреть. Но, спокойствие здесь предельно необходимо. И просто смотреть нельзя, но и авторитарно вмешиваться опасно, т.к. такое вторжение может детонировать неизвестным образом, толкнуть вашу дочь в еще большую эскалацию конфликта с вами. Сейчас ваш конфликт связан со столкновением ваших ценностей, воззрений, убеждений с ее «нечто» (пока не сформированным месивом). Разрешение этого конфликта должно быть управляемо именно вами. Не прося вас, она нуждается в вас, получении помощи. Здесь важно не вмешиваясь, участвовать в ее становлении. Это парадоксальное воспитание часто пугает родителей. Всегда лучше и проще резко негативно высказаться о поведении ребенка, чем предложить что-то иное. Но поддержка и ваша любовь, принятие ее стиля жизни и ценностей, парадоксальным образом, может спровоцировать ее к отказу от поведения, которое сейчас она ведет, и которое вас пугает. Часто у подростков (как я понимаю, психически она ведет себя как подросток), присутствует негативизм (тотальное отрицание того, что предлагают взрослые), такое происходит в процессе поиска себя. Основное послание подростка: я против того, что ты говоришь мне делать или не делать, для того, чтобы я смогла родиться как личность. Сама по себе форма отрицания перевешивает внутренний смысл (о чем спорят). И когда взрослый соглашается с позицией подростка, последний получает послание: я признан как равный, а значит я взрослый. Для того, чтобы она могла стать взрослой вам нужно дать ей быть взрослой. Общаться с ней как с взрослой. Но, постоянные укоры, это постоянные послания – ты подросток. Про гипноз. Это замечательное средство, позволяющее решать множество задач, раскрывать потенциал человека, способствуя росту личности. Но в контексте, в котором вы задаете вопрос это насилие над личностью. Если она сама захочет, то его можно использовать, например, для того, чтобы адаптироваться ей к новой реальности и стать взрослой. Но, если вы ее ведете на гипнотерапию, то она продолжает играть роль ребенка. Вы можете ей предложить пойти к психологу, и если ее это заинтересует, она сделает какие-то шаги, оценив предлагаемое, как взрослый человек. Пока такие мысли. Удачи вам в раскрытии собственных талантов воспитателя, которые помогут вашей дочери.
Павел Пономарев