Формирование мотивации игроков сборной команды России в игровых видах спорта — Психолог Павел Пономарев

Формирование мотивации игроков сборной команды России в игровых видах спорта

Формирование мотивации игроков сборной команды России в игровых видах спорта

Текущая проблематика

 

В настоящее время наиболее интересной и пока не решенной является проблема психологического настроя игроков сборных команд России. Игроки, приходящие из клубных команд, показывают сравнительно меньший результат, вследствие низкой мотивации играть за сборную. Если, во времена СССР, сложно было представить игрока клубной команды, который бы не мечтал играть за сборную страны, то сегодня практика такова, что в некоторых случаях игрока приходится уговаривать выступить за национальную команду. Данная статья содержит обобщенный опыт общения и работы автора с тренерами сборными команд России по баскетболу, волейболу, регби и ватерполу, обозначает подходы, направленные на формирование высокой мотивации и чувства патриотизма у игроков сборной страны в игровых видах спорта.

Почему мы сталкиваемся с низкой мотивации игроков в сборных командах России? Ответов на этот вопрос может быть много. Выделю одну причину. Формирование личности игроков, которые сегодня достигли уровня спортивного мастерства, происходило на фоне распада СССР, коренных общественных трансформаций. Чувство патриотизма закладывается у ребенка в семье. В условиях разрушения государства, что негативно сказывается на семье (ее экономическом и социальном статусе), возрастает напряженность внутри семье, что отражается на процессе формирования личности будущего спортсмена. Возможно, пережитое унижение за положение семьи в начале 90-х, сейчас становится глубинным мотивом нынешних олимпийцев, препятствующим выражать чувства патриотизма. Спортсмен не виноват, что его личность была сформирована в определенных социальных условиях. Следовательно, обвинения в том, что у спортсмена нет чувства патриотизма неконструктивно, основывается на примитивном подходе к психике человека, а значит, не обеспечивает высокую результативность.

Далее, следует задаться вопросом – я была ли вообще практика формирования патриотизма у спортсменов со стороны тренера так распространена в СССР? На мой взгляд, большую роль в этом вопросе играла общегосударственная идеология, припудренная методами «кнута и пряника», когда игрока либо пугали репрессивными санкциями, либо сулили некие материальные блага. В новых политических и экономических условиях, мы наблюдаем, отсутствие внятной идеологической политики со стороны государства, а материальная составляющая мотивации игроков сборной является низкой, а значит говорить о ней, как о значимом факторе не приходится. Таким образом, тренерское искусство нуждается в новых психотехнологиях, которые могут помочь в вопросе воспитания и поддержания мотивации и патриотизма в сборных командах России.

 

Оценка патриотизма на этапе отбора в сборную

 

Проблема мотивации игроков сборных команд должна решаться задолго до Олимпийских игр. Уже на этапе отбора в сборную, когда не утвержден состав, тренер должен сделать выбор игроков, которые наиболее привержены интересам общего дела, имеют развитое чувство патриотизма, богатую мотивационную сферу. Как правило, мы сталкиваемся с практикой, когда в сборную приглашаются игроки, имеющие высокие показатели результативности, являющиеся «звездами». Но нельзя забывать, что данные показатели имеют место в играх за клубные команды, и не всегда за сборную команду страны. При пристальном сравнении результативности, можно найти разницу в показателях, когда игрок за сборную команду играет лучше, чем за клуб, и, наоборот.

Не лучше ли использовать пространство сборной команды, как поле, где молодой игрок может, проявив высокую волю к победе, стать «звездой», нежели идти на поводу у «звезды», единственной задачей которой является не обеспечение высокой результативности, а демонстрация своей «звездности»? Не наблюдаем ли мы в связи с этим борьбу за власть между «звездой» и тренером? И если да, то каковы последствия этой «спортивной революции» для вида спорта? Конечно, такая постановка вопроса и соответствующие решения, требует нового мышления не только со стороны тренера сборной, но и со стороны федерации того или иного вида спорта. Курс на долговременное выращивание новых мастеров, лояльных стране, должен менять практику выжимания быстрого результата из немотивированных клубных «звезд», т.к. последняя оставляет тренера без власти, а значит, делает его неспособным показывать высокий результат.

Теперь обратим свое внимание на то, что может сделать тренер в сложившихся условиях на своем уровне. Здесь, прежде всего, нас будут интересовать коммуникативные технологии, которые он может использовать для повышения мотивированности игроков.

 

Индивидуальная беседа как метод создания мотивации

 

Лучшее средство для реализации поставленной задачи является индивидуальная беседа. Какие цели должна преследовать индивидуальная беседа с игроком? Их несколько:

 

  1. оценка уровня мотивации и патриотизма игрока;
  2. знакомство с его актуальными мотивами спортивной деятельности;
  3. коррекция нежелательных мотивов и убеждений;
  4. обогащение мотивационной сферы игрока новыми мотивами;
  5. помощь в установление индивидуальных целей.

 

Мотивация как динамическая система личности включает потребности, мотивы, установки, ценности, цели, интересы и желания. Тренер оказывает прямое и косвенное воздействие на мотивацию в процессе общения на каждый из перечисленных компонентов мотивации. Причем, косвенное воздействие на игрока реализуется через взаимодействие с командой и через других игроков (прежде всего лидера команды). Окружение игрока (врачи, менеджеры, друзья, члены семьи и др.) – оказывают сильнейшее косвенное воздействие на мотивацию спортсмена. В процессе своей деятельности тренер использует психологические методы воздействия, применяет средства убеждения, внушения, использует собственные эмоции для изменения поведения и мотивации игрока. Именно нужный эмоциональный статус тренера, помогает спортсмену настроиться на игру. Увлеченность тренера тренировочным процессом, истовое стремление достичь цели, передается на его подопечных. Игроки «заражаются» его азартом и интересом, следовательно, повышается их мотивация.

Важно учитывать способность анализировать взаимодействие психических, физиологических, технических особенностей спортсмена, а также ситуационных характеристик его окружающей среды. Мотивация спортсмена рождается на стыке его индивидуальных особенностей и авторитета тренера. Здесь велика роль искусства тренера создавать мотивацию с учетом обстановки спортивной деятельности, и с учетом существования множества мотивов спортивной деятельности у игрока. Приведу примеры таких мотивов: — повышение мастерства; — получение удовольствия;  — пребывание с товарищами;  — ощущение возбуждения организма; — достижение успеха;  — повышение уровня физической подготовки и многие другие. Подвижность этих мотивов, в процессе спортивной карьеры атлета должна учитываться тренером в работе.

 

Психологический контакт – как условие для эффективного общения

 

Для того, чтобы общение было эффективным, тренеру необходимо создать условия и развить в себе ряд навыков, которые можно обозначить умение создавать психологический контакт. В профессиональном спорте, где спортсмен является уже сложившейся личностью, и любое давление может воспринять негативно, тренеру важно развить доверительные отношения со своим подопечным. Тренер в процессе общения внимательно относится к тому, что произносит спортсмен, выделяет ключевые моменты, формирует обратную связь, основывающейся на глубоком эмпатическом контакте с игроком. В процессе общения спортсмен получает послание — тренер меня слушает. Такое общение дает понять спортсмену, что его уважают и ценят.

В начале создания психологического контракта с игроком, тренер не должен пытаться что-то навязать или менять (пускай и не правильную позицию спортсмена), а всего лишь ее понять, внимательно, вслушиваясь в каждое слово, произнесенное его подопечным. Тренер в этом процессе может идентифицировать себя со спортсменом, как бы встать на его место, или занять место стороннего наблюдателя, оценив ситуацию со стороны. Взаимопонимание достигается, если в процессе общения спортсмен имен пространство, где он может выговориться. Тренер, задавая дополнительные вопросы, уточняющие позицию спортсмена, и при этом, выделяя ключевые моменты беседы, помогает спортсмену лучше разобраться в сложившейся ситуации. В некоторых случаях сам спортсмен меняет свою точку зрения на противоположную, так как его желание отстаивать неправомерную точку зрения включало в себя идею, что его не понимают. Но, когда произошел психологический контакт, установлены доверительные отношения, игрок отказывается от неконструктивного поведения, принимает позицию тренера.

 

Работа с ограничивающими игрока убеждениями

 

После создания психологического контакта с игроком, тренер может переходить к психологической работе, направленной на изменение позиции спортсмена и повышения его мотивированности. По мимо активизации старых и новых мотивов спортивной деятельности, тренер должен уметь уничтожать ограничивающие игрока убеждения и установки, мешающие ему раскрыть свой потенциал полностью.

В настоящее время тренеры сталкиваются с ситуацией, когда игрок, имеет в лоне своего сознания стойкое убеждение о том, что если тебе много платят, то ты хорошо играешь. Данное убеждение должно являться объектом психолого-педагогического воздействия тренера. Особенно, если такой игрок обладает авторитетом в команде, является лидером, т.к. данное убеждение может быть им индуцировано (привито) в сознание других игроков.

Это убеждение, обозначим его формулой «деньги — результат», является ограничивающим убеждением, которое в первую очередь ограничивает самого игрока, т.к. не может его мотивировать, но создает условия, когда он может проявлять свое мастерства, а когда нет. Другими словами сам игрок является жертвой данного убеждения. Ведь, согласившись играть за сборную, он имеет не всегда управляемую им систему мотивации, т.к., что на сознательно-бессознательном уровне психики у него есть причина играть плохо, а это может привести к сбою в игре. Таким образом, приняв убеждение «деньги — результат» игрок ослабляет свое мастерство.

Когда убеждение «деньги — результат» является групповым, т.е. разделяется некоторыми членами команды, единственной возможностью тренера его изменить является практика индивидуального общения с игроками.

 

 

Формирование патриотизма

 

В систему мотивации, отвечающей за качество выступления игрока за сборную, входит чувство патриотизма. Патриотизм есть любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Так конкретизирует это слово толковый словарь.

Как тренер может повлиять на развитие патриотизма? Это чувство формируется в общение, в котором показываются такие чувства, причем без чувства неловкости, застенчивости и неудобства. Значит и тренер формирует патриотизм у игроков, показав им чувство своего патриотизма, а значит до этого, у него оно должно быть. Но, иногда происходит практика проецирования собственных установок. У игрока есть чувство патриотизма, пусть и в зародыше, но оно не замечается тренером, который сам не является патриотом, напротив, из уст тренера звучит обвинение игроков, в том, что они не являются патриотами. Поэтому, чтобы сформировать чувство патриотизма у другого человека, тренер должен сам иметь развитое чувство патриотизма.

 

 

Павел Пономарев

(www.pavelp.ru)